Критический обзор концепции ОМС

Заключение: как исправлять ситуацию

Не смешивать цели и средства

Что объявлялось главными целями программы ОМС и что на деле стало ее идолом? Провозгласив с видом первооткрывателя очевидные в наши дни ценности – модульность, интерактивность, стандартизацию и т.п. – и получив одобрение в высоких инстанциях, г-н Осин сразу вслед за этим шулерски передернул колоду, и – voilà! – все вокруг должны поверить, что предлагаемые им технологические средства для достижения поставленных целей не просто лучшие, а незаменимые. Так вот, это утверждение ложно – навязываемые Александром Васильевичем средства не являются не только незаменимыми или лучшими, их и удовлетворительными-то можно назвать лишь с большой натяжкой.

И не удивительно. Ведь г-н Осин решил убедить всех, что он способен:

  1. заменить международные стандарты своими собственными «унифицированными требованиями»;
  2. отвергнуть браузеры, десятилетия разрабатываемые крупнейшими международными корпорациями, и объявить кривоватый и ни с чем не стыкующийся ОМС-плеер эталонным плеером контента;
  3. отвергнуть лучшие технологии разработки интерактивного учебного контента – флэш и Java-апплеты – и провозгласить единственным разрешенным форматом наскоро слепленный скрипт OST.

Как нам кажется, проблема г-на Осина не столько в корысти, сколько в некомпетентности. Как человек, влюбленный в развесистую мультимедию, но никогда не разрабатывавший по-настоящему сложных программных продуктов, Александр Васильевич толком не подозревал о тернистости избранного им пути. Любой честолюбивый программист проходил подобную фазу развития – уверенность в том, что именно он способен написать лучшую в мире операционную систему, браузер, а заодно ворд, флэш и фотошоп. Как и всякая детская болезнь, подобная самоуверенность обычно легко переносится в 20-летнем возрасте. Однако поразив зрелого мужа, она вызвала к жизни поистине феерическое сочетание некомпетентности и самолюбования.

Избавиться от технологического тупика

Главное препятствие, которое создал г-н Осин для развития отечественной индустрии образовательного контента – нестандартный формат модулей и несовместимый с интернет и международными стандартами плеер контента. Магистральным направлением разработки образовательного контента в мире является использование в качестве плеера контента интернет-браузеров, которые не только обеспечивают совместимость с интернет, но и мощнее, проще и надежнее ОМС-плеера.

От тупикового пути привязки ресурсов к специфичному, к тому же сырому, плееру нужно отказываться – и чем раньше, тем лучше. Вопреки утверждениям г-на Осина, его решения не дают отрасли никаких преимуществ, зато навязывают целый ряд принципиальных проблем.

Снять препятствия для разработки высокоинтерактивных объектов

Необходимо снять безосновательные ограничения на активное использование технологии флэш и Java-апплетов – наиболее популярных в мире средств разработки кроссплатформенных, интернет и SCORM-совместимых учебных объектов высокого уровня интерактивности – моделей, конструкторов, тренажеров.

Изготавливать высокоинтерактивные учебные объекты гораздо сложнее, чем накапливать горы «мультимедии», и грамотно делать их умеют немногие разработчики (в числе которых сам г-н Осин не замечен). И нужно если не помогать, то хотя бы не мешать их работе.

Продолжить грамотную стандартизацию

Проектом ИСО в российскую практику были успешно внедрены международные спецификации LOM, SCORM RTE и CAM, повторенные и в концепции ОМС. Однако, движение в правильном направлении блокировано безграмотной инициативой г-на Осина, уводящей отечественную индустрию с магистрального пути развития.

Избавившись от основного технологического порока концепции, сделавшим невозможным соответствие ключевым международным стандартам, можно продолжить давно назревшую стандартизацию отрасли.

Развивать общедоступные средства управления и разработки контента

Одновременно необходимо приступать к созданию и развитию цивилизованных (то есть придерживающихся международных стандартов) и общедоступных средств работы с модульно организованным контентом:

  • Системы агрегации и управления контентом, поддерживающие, в том числе, электронный журнал и индивидуальные траектории;
  • Служебные редакторы – для агрегации контента, редактирования метаданных, упаковки модулей;
  • Содержательные редакторы – для создания сложного интернет-ориентированного образовательного контента;
  • Системы дистанционного образования – для обеспечения грамотно построенной процедуры самообразования, выполнения домашних заданий и т.д.

Без всех этих средств построить качественную образовательную среду невозможно В то же время, разрабатывать их на основе решений, противоречащих международным стандартам, означает выбрасывать деньги на ветер – все равно придется переделывать.

  К началу страницы