Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФВладимир Котельников«Бостоны» в Советском Союзе
6. Над морем|37| С 1943 г. началось широкое применение «Бостонов» в морской авиации. Собственно, появились они там раньше, почти одновременно с внедрением в частях ВВС. В роли бомбардировщика на море «Бостон» III, равно как и A-20B, в исходном виде использовать было трудно. Мешали два обстоятельства: сравнительно небольшой радиус действия (1380 км – меньше, чем у нашего Пе-2) и невозможность подвески крупных бомб, необходимых для поражения кораблей. Поэтому «Бостоны» сперва использовали в качестве разведчиков. В мае 1942 г. на Черном море организовали внештатную разведывательную эскадрилью, получившую два A-20B, пять Б-3 и три Пе-2. В ноябре она приобрела официальный статус и номер – 29-я отдельная разведывательная эскадрилья, а в мае 1943 г. ее развернули в полк – 30-й, в котором две эскадрильи летали на «Бостонах». В феврале того же года шесть A-20B выделили 1-му гвардейскому минно-торпедному полку на Балтике. Там опробовали их... и сдали 15-му разведывательному. С марта такие же машины появились в 118-м разведывательном полку на Северном флоте. «Бостоны»-разведчики применялись авиацией ВМФ всю войну и на их счету немало важных достижений. Например, именно с A-20 20 мая 1943 г. подполковник Н.Г.Павлов впервые сфотографировал порт Нарвик. Он подкрался к цели с приглушенными моторами и благополучно ушел без единого выстрела с земли. Несколько позже «Бостон» III стал применяться на Черном море и как бомбардировщик. Им вооружили 36-й бомбардировочный полк, начавший боевые операции в январе 1943 г. «Бостоны» бомбили корабли в море и в гаванях, самолеты на аэродромах. При действиях в открытом море по малоразмерным подвижным целям американские самолеты, способные бомбить только с горизонтального полета, оказались менее эффективны, чем пикировщики Пе-2. Количество попаданий с одной и той же высоты бомбометания было меньше почти на треть. Чтобы наверняка попасть хотя бы одной бомбой в быстроходную десантную баржу, требовался налет 28 «Бостонов»! Тем не менее, в апреле 1944 г. смесью Б-3 и A-20G вооружили еще один полк, 13-й бомбардировочный. Наиболее результативно «Бостоны»-бомбардировщики действовали по целям на суше и судам в портах (в Феодосии 1 июня 1944 г. 36-й полк уничтожил 11 судов), но иногда достигали успехов и в открытом море. Так, 22 апреля потопили транспорт «Оссаг» и тральщик КТ-26, через два дня – лихтер «Лео». Но с гораздо большим размахом на море применялись «Бостоны», переделанные в торпедоносцы. Впервые возможность несения американской торпеды Мk XIII предусмотрели на модификации DB-7C. |38| Торпеда размещалась в полуутопленном положении в бомбоотсеке при снятых створках. Впоследствии такую же схему применили на A-20G. Но американская авиация использовала свои BD-1 и BD-2 только для вспомогательных целей. Береговое командование – морская авиация сухопутного базирования в Великобритании «Бостонов» вообще не имела. A-20 всех модификаций применялись американцами против боевых кораблей и особенно транспортных судов (например, на Тихом океане), но действовали при этом только пулеметным огнем, бомбами (в том числе и топмачтовым способом) и ракетами. У нас же «Бостон» довольно быстро стал самым распространенным типом торпедоносца. Американские торпедодержатели для наших торпед не годились. Кроме того советские торпеды были длиннее и в бомбоотсек не входили. Поэтому началась разработка конструкций наружной подвески торпед. Первые такие переделки выполняли на базе бомбардировщиков A-20B и DB-7C. Для того, чтобы самолет мог нести торпеды, на бортах слева и справа в нижней части фюзеляжа под крылом ставились так называемые торпедные мосты. Они представляли собой двутавровую балку (часто сваренную или склепанную из двух швеллеров) с деревянными обтекателями на концах, прикрепленную к фюзеляжу системой подкосов. |39| Поперек бомбоотсека шла распорная балка моста. Теоретически таким способом можно было брать две торпеды (и на близкие расстояния с крепкого грунта так иногда летали), но обычно вешали одну торпеду с правого борта. Торпедные мосты делали как прямо в частях, так и в различных мастерских и на заводах. Чаще всего использовали торпедные балки 2Т-18. Американские подкрыльные бомбодержатели в этом случае снимались. В марте 1943 г. в НИИ ВВС испытывали DB-7C, доработанный заводом №81. Самолет имел советское вооружение из четырех крупнокалиберных пулеметов. Под крылом у бортов фюзеляжа разместили торпедные мосты с торпедодержателями Т-18, изготовлявшимися заводом №43. У штурмана поставили советский бомбосбрасыватель ЭСБР-3 и торпедный прицел ПТН-5. Испытывал машину майор С.Б. Рейдель. По сравнению с обычным бомбардировщиком торпедоносец стал более инертен, но даже с двумя торпедами DB-7C оказался проще в пилотировании, чем Ил-4 с одной. Выявились вибрации торпедной подвески на максимальной скорости, но с этим дефектом впоследствии успешно справились. Немного позже появился вариант торпедоносца завода №89. Там переделывали A-20B. Американскую внутреннюю подвеску торпеды заменили мостом 2Т-18. В носовой части поставили два пулемета УБК с боезапасом по 250 патронов. Для прицеливания летчику дали прицел К-8Т. У штурмана появились ночной бомбардировочный прицел НКПБ-4 и торпедный ПТК-5. Стрелковое вооружение сзади переделали по типу обычного бомбардировщика, т.е. установили турель УТК-1 и люковую установку от Пе-2, несколько доработанную заводом №43. Для действий над морем большое значение имеет дальность полета, поэтому внедрили дополнительные бензобаки. От использования стандартных американских баков, ставившихся в бомбоотсек, отказались, поскольку они не протектировались. В передней части бомбоотсека на лентах подвесили два бака от Пе-2. Этот вариант приняли как эталонный для ВВС Северного флота. Но последующие машины получили ряд отличий от эталона. Они были продиктованы как рекомендациями летного состава, так и наличием отдельных предметов оборудования. В частности, не хватало бомбовых прицелов ОПБ-1 и однотипных бензобаков. Изменили кислородную систему и ввели отечественное переговорное устройство СПУ-Збис. Окончательный проект переделки разработали под руководством главного инженера ВВС Северного флота подполковника P.M. Собченко. Доработку машин вели 85-е авиамастерские, которым помогала бригада с завода №22. Работы начались 4 августа 1943 г. и велись одновременно на четырех бомбардировщиках. Первый из них был закончен через пять дней – 9 августа. |40| Далее каждые полтора-два дня сдавали по одному «Бостону». Всего переделали 36 самолетов. Поскольку, как уже говорилось, баки были все разные, в состав этой партии вошли шесть разных подвариантов, в которых в разных сочетаниях монтировались разные бензобаки от Пе-2 и английских торпедоносцев «Хэмпден». Все баки снабжались системой наддува нейтральным газом. Баллон с углекислотой укладывали под сиденье штурмана, а вентиль и манометр стояли у пилота. Бомбовое вооружение тоже имело два варианта. В первом случае сохранялись штатные бомбодержатели в задней части бомбоотсека, не занятой дополнительными баками. На них можно было подвесить пару ФАБ-100. |41| Во втором варианте вместо американских бомбодержателей ставили советские кассеты Дер-21 и бомбовая нагрузка поднималась до 400 кг. Сброс бомб и торпед осуществлялся от разных сбрасывателей: бомб от ЭСБР-3, торпед – от ЭСБР-6. Кроме этого у пилота и штурмана стояли аварийные механические сбрасыватели. Однако, массовой переделке в основном подвергались не DB-7C, а более поздние A-20G. Первым A-20G с торпедными мостами получил 1-й гвардейский минно-торпедный полк на Балтике в марте 1943 г. Боевые операции начались в середине апреля, когда в этой части имелось всего четыре «Бостона»-торпедоносца. Полк затем всю войну действовал со смешанным составом из A-20G и Ил-4. В октябре того же года на Балтийском флоте сформировали 51-й полк, вооруженный только A-20G. На север машины этого типа поступили в апреле 1943 г. Там ими стали пополнять 9-й гвардейский мин-но-торпедный полк, ранее оснащенный Ил-4 и английскими «Хэмпденами». С мая «Бостоны» начали выполнять торпедные атаки. А первый крупный налет с участием A-20G североморцы осуществили 20 июля в районе Варде. На Черном море торпедной подвеской с июля 1943 г. начали оснащать самолеты 36-го полка. Весной 1944 г. его полностью перевооружили с Б-3 на A-20G и превратили в минно-торпедный полк, но в этом качестве в апреле того же года перевели на Северный флот. На 1 января 1944 г. в строю на всех флотах числилось 73 «Бостона», большую часть из них составляли торпедоносцы, а уже в июне только одна 8-я минно-торпед-ная дивизия на Балтике имела около 70 таких машин. При переделке A-20G в торпедоносец, так же как и в разведчик, в бомбоотсеке устанавливался дополнительный бензобак, что позволяло примерно уравнять дальность «Бостона» и Ил-4. В носовой части иногда, как у бомбардировщиков, делали штурманскую кабину. Второй распространенный вариант имел место штурмана в кабине стрелка-радиста. Его спроектировали на заводе №89. Для штурмана по бортам прорезались два окна, к которым добавили еще одно уступом вверх. Над кабиной находился прозрачный люк с куполком-блистером. У штурмана ставили приборную доску, укороченный бомбовый прицел ОПБ-1м и пульт управления радиополукомпасом. Прицеливание при торпедометании при этом осуществлял пилот. Как и у A-20B, переделывали кислородную систему. Баллоны для кислорода чаще всего брали со списанных «Харрикейнов». Надо сказать, что такое размещение места штурмана было не очень удобно из-за сильно ограниченного обзора. Зато при этом стандартная носовая часть A-20G сохранялась. В атаке такие машины обычно пускали первыми для подавления зенитного огня кораблей. Торпед они не несли. |42| На Северном флоте в группу, наносящую удар, входило примерно поровну «Бостонов»-торпедоносцев и штурмовиков, на Черном море – три-четыре машины с мощным носовым вооружением на шесть-десять торпедоносцев. Черноморцы дополняли пушечно-пулеметный огонь еще и сбросом большого количества мелких осколочных бомб АО-2,5. У модификации A-20G-1 иногда дополнительно вносились изменения в оборонительное вооружение. Стрелковое вооружение соответствовало образцу завода №89 для A-20B за одним исключением – вместо ЛУ Пе-2 в старой американской установке монтировали 12,7-мм «Кольт-Браунинг», снятый сверху. Он комплектовался патронным ящиком от Пе-2. С одной торпедой переделанный «Бостон» имел полетный вес 11306 кг, а с двумя – 11626 кг (при уменьшенном запасе горючего из-за ограничений на посадочный вес – шасси уже не держало). На машинах серии A-20G-20 и более поздних оборонительное вооружение считалось вполне удовлетворительным и переделкам не подвергалось. После переделки они получались немного легче: при одной торпеде полетный вес составлял 11303 кг, с двумя – 11623 кг (тоже с ограничением по бензину). «Бостоны» обычно действовали в качестве так называемых низких торпедоносцев. Они сбрасывали торпеду на дистанции 600-800 м от цели с высоты 25-30 м. Скорость самолета при этом равнялась примерно 300 км/ч. |43| Такая тактика была весьма эффективна. Например, на рассвете 15 октября 1944 г. авиация Северного флота нанесла массированный удар по одному из немецких конвоев: 26 судов прикрывали семь вражеских истребителей. Первыми атаковали 12 Ил-2, затем через час еще 12 штурмовиков. За ними последовала третья волна – 10 A-20G в сопровождении 15 истребителей. Несколько судов были потоплены. Дело завершила четвертая волна. Десятку A-20G вел командир 9-го гвардейского минно-торпедного полка подполковник Б.П. Сыромятников. Его самолет был подбит немцами, но на горящей машине Сыромятников поразил транспорт, который вскоре взорвался. Советский торпедоносец упал в море; весь экипаж посмертно удостоили звания Героев Советского Союза. |44| Подобным образом 13 февраля 1945 г. самолет В.П.Носова из 51-го полка подожгли при заходе на немецкий корабль; герои пошли на таран... Низкое торпедометание было не только эффективным, но и опасным способом. 18 декабря 1943 г. одиночный «Бостон» В.В. Пирогова атаковал конвой у о. Ролфсей. Удалось потопить транспорт в 7000 т, но осколки зенитных снарядов перебили тросы управления. Стрелок связал их ремнями. Потрепанному самолету удалось вернуться на базу. 9-й гв. полк за один месяц – с 1 апреля по 1 мая 1943 г. потерял семь «Бостонов» из имевшихся И. А лейтенант Карабанов (1-й гвардейский полк) привез на аэродром застрявший в крыле кусок мачты с клотиком! В этом полку из-за больших потерь к 1 января 1944 г. оставались один A-20G и один Ил-4... На «Бостонах»-торпедоносцах советские морские летчики одержали немало побед. Одна только 8-я авиадивизия на Балтике с марта 1944 г. до конца войны потопила 229 судов и боевых кораблей противника. 24 марта 1945 г. летчик Подъячий добился «юбилейной», двухсотой, победы 1-го гвардейского полка. На торпедоносцах этого полка устанавливались первые советские бортовые локаторы типа «Гнейс-2М», предназначенные для обнаружения морских надводных целей. По предложению старшего инженера ВВС Балтийского флота по радиолокации А.А.Бубнова на пяти машинах смонтировали РЛС, полученные со складов флота. Сначала их опробовали на Ладоге: берег обнаруживался за 90 км, а баржа с буксиром – за 20. Первый боевой вылет совершил 15 октября 1944 г. командир полка Герой Советского Союза И.И.Борзов. В условиях плохой видимости радиолокатор позволил найти в Рижском заливе группу из трех немецких кораблей. Экипаж выпустил торпеду и потопил транспорт водоизмещением 15000 т, груженый боевой техникой. Впоследствии с помощью РЛС осуществили еще несколько атак, например 28 апреля 1945 г. к северо-западу от маяка Риксхефт торпедировали немецкий танкер. «Бостоны» занимались и высотным торпедометанием. Для этого проводилась дополнительная переделка американских самолетов. Очень схожие варианты конструкций разработали независимо друг от друга на Балтийском и Северном флотах. На Балтике работы начались в октябре 1944 г. Всего за один день специалисты 1-го гв. минно-торпедного полка спроектировали держатель парашютного контейнера – ферму, крепившуюся в заднем бомбоотсеке. Его изготовили в мастерских и в тот же день поставили на самолет. |45| 5 октября 1944 г. экипаж капитана Преснякова на испытаниях успешно сбросил макет торпеды. Вариант, сделанный на Севере в 85-х мастерских под руководством Д.И. Левина с участием конструктора завода №43 Шульгина, был очень похож на описанный выше – тот же стандартный контейнер от Ил-4 ставился в заднем бомбоотсеке, только ферма немного отличалась. Позже они же разработали подвеску двух парашютных торпед. Парашюты укладывались в кассеты мелких бомб КМБ Пе-2, закрепленные в Дер-21-100ус. На торпедных мостах можно было подвешивать также авиационные мины и бомбы крупных калибров. «Бостоны» сбрасывали отечественные якорные мины АМГ-1, донные АМД-500 и АМД-1000 (последние применялись с сентября 1944 г.), английские донные A.Mk. I, A.Mk. IV, A.Mk. V. Чаще всего нагрузка складывалась из пары АМГ-1 по 500 кг каждая. |46| A-20G в июле 1944 г. в устье Даугавы и в Таллинском заливе поставили с воздуха 135 мин. Такие же минные постановки проводились под Кенигсбергом. Всего за 1944 г. на Балтике сбросили 650 мин разных типов. На них подорвались два транспорта в порту Либавы (Лиепаи), два эсминца у о. Нарген. В 1945 г. на минах, выставленных авиацией, погибли четыре немецких транспорта. Зб-й полк в апреле 1944 г. минировал Дунайское устье, подходы к Констанце и Сулину. На Северном флоте за 1944 г. выставили 167 мин. На наружной подвеске можно было нести по одной бомбе ФАБ-500 с каждого борта или даже ФАБ-1000, но последний вариант применялся довольно редко. Целями для бомб «Бостонов» морской авиации обычно были корабли и портовые сооружения. Так, в августе 1944 г. A-20G из состава 2-й гвардейской минно-торпедной дивизии участвовали в налете на Констанцу. Ударная группа состояла из 62 Пе-2 и 14 A-20G. Были потоплены миноносец, танкер, три подводные лодки, пять торпедных катеров; повреждены эсминец, вспомогательный крейсер, еще три подводные лодки, транспорт и плавающий док, взорван склад горюче-смазочных материалов, уничтожены ремонтные мастерские. Группа A-20G из 13-го полка ставила над портом дымовую завесу (с помощью устройств ДАП-100), затрудняя работу зенитчикам. В июне того же года подобный комбинированный удар летчики-североморцы нанесли по порту Киркенес. Там совместно действовали Ил-2, A-20G и истребители-бомбардировщики Пе-3 и «Киттихаук». В море «Бостоны» охотились не только за надводными кораблями, но и за подводными лодками. На Северном и Черноморском флотах с 1944 г. самолеты оснащали подвеской четырех бомб ПЛАБ-100 и привлекали к противолодочному патрулированию. Однако, эффективность его оказалась очень низкой. Высокая скорость и ограниченный обзор вниз (особенно у A-20G) приводили к тому, что экипажу трудно было отыскать в волнах перископ субмарины. На Черном море пытались вести поиск на Б-3, оснащенных РЛС «Гнейс-2». Но эта станция, предназначенная для обнаружения воздушных целей, с трудом выделяла корабль на фоне отражения от поверхности воды. Для того, чтобы уверенно выявить рубку подводной лодки, приходилось опускаться к воде до 200 м и ниже. Во время испытаний в июне 1944 г. изображавшую противника лодку М-54 найти так и не удалось. Обнаружение надводных кораблей было несколько более эффективным, поэтому самолеты с «Гнейсами» привлекали к разведке портов Южного Крыма и поиску судов в западной части Черного моря. Первый такой вылет совершили 6 апреля 1944 г. |47| Тем не менее, несколько немецких подводных лодок якобы погибли в результате атак «Бостонов» (противник этих побед не подтверждает). Способы были различны: А.В.Преснякову вроде бы удалось потопить лодку в надводном положении торпедой, а И.К. Сачко – бомбой с топмачтового захода. Последний способ – сброс бомб у поверхности воды с последующим рикошетированием в борт, освоенный во второй половине войны, применялся A-20G достаточно часто. На Балтике на топмачтовое бомбометание в 1944 г. приходилось около 20% боевых вылетов. С дистанции 5-7 км самолет начинал разгон, затем, подойдя ближе к цели, открывал пулеметно-пушечный огонь, чтобы ослабить противодействие зенитчиков. Сброс бомбы производился всего в 200-250 м от борта корабля. На Северном флоте даже попробовали создать специальный «Бостон»-топмачтовик. В него переделали ранее переоборудованный в торпедоносец A-20G. Штурмана разместили за пилотом. Остекление фонаря протянули до передней кромки крыла. При этом у штурмана появились по два окна на каждый борт и прозрачная секция сверху. Штурман сидел на откидном сиденье из броневого листа, сзади его прикрывала бронеспинка. Пол под ним тоже был броневым. Поставили столик для карт и прицел ОПБ-1м. Последний в рабочем положении смотрел в лючок прорезанный в левой створке бомболюка. Добавлялись традиционные для всех отечественных переделок система нейтрального газа (тоже баллонного типа), СПУ-Збис. А вот кислородную систему на этой машине ликвидировали начисто – сочли, что топ-мачтовику она не нужна. Чтобы наружная подвеска крупнокалиберных бомб не мешала внутренней, ввели ограничители открывания створок с электрической сигнализацией. |48| Но все же чаще в качестве топмачтовиков использовали обычные торпедоносцы. Наверное, наиболее известный пример удачных действий топмачтовиков – потопление немецкого крейсера ПВО «Ниобе». 8 июля [ ошибка, правильная дата – 16 июля ] 1944 г. он стоял в финском порту Котка. В налете участвовали полк пикировщиков и две пары топмачтовиков A-20G. Каждый из «Бостонов» нес по две бомбы ФАБ-1000. Первыми атаковали пикировщики: в крейсер попали две бомбы. Затем зашла первая пара топмачтовиков. Удар второй пары уже не понадобился – две «тысячекилограммовки» врезались в борт «Ниобе» и он затонул. Вторая пара развернулась на стоявший рядом транспорт и поразил его. Кроме «Ниобе» на счету топмачтовиков Балтики старый линкор «Шлезиен», вспомогательный крейсер «Орион», несколько эсминцев и много транспортов. Известен случай топмачтового удара по цели на суше. В июне 1944 г. перед наступлением советских войск потребовалось разрушить находившуюся в тылу у немцев плотину на р. Свирь. Совместными усилиями топмачтовиков A-20G, Ил-4 с морскими минами и штурмовиков, подавлявших зенитные средства, плотина была взорвана. «Бостоны» в качестве торпедоносцев, разведчиков и топмачтовиков применялись до самого конца войны в Европе. Получение «Бостонов» ВВС ВМФ в 1942–45 гг. (до 9 мая)
Наличие «Бостонов» в частях ВВС действующих флотов
|
Северный флот | 118 орап | 4A-20G |
10 саэ | 3 A-20G | |
30 буксировочная аэ | 2 A-20G | |
9 гв. мтап | 15 A-20G | |
36 мтап | 14 A-20G | |
управление 5 мтад | 3 A-20G | |
З уап | 2 A-20G | |
Балтийский флот | 15 орап | 3 A-20G |
1 гв. мтап | 16 A-20G | |
51 мтап | 24 A-20G | |
Черноморский флот | 13 дбап | 27 A-20G |
30 орап | 16 A-20C З A-20B |
|
24 аэ корабельной авиации | 3 A-20G | |
39 аэ ночных истребителей | 12 A-20G | |
2 уап | 10 A-20G | |
4 буксировочная аэ | 2 A-20G |
56. | A-20B из состава 13-го гв. бап ВВС Черноморского флота. |
57. | Подготовка к вылету самолета Героя Советского Союза A.M. Гагиева. Этот A-20G имеет переделанную под место штурмана носовую часть. |
58. | Подвеска торпеды 45-36АН на правый торпедный мост этого же самолета. |
59. | К A-20G подкатывают торпеду 45-36АН. |
60. | A-20G с переделанной носовой частью из 1-го гв. мтап, ВВС Балтийского флота, 1944 г. |
61. | Характер остекления носовой части хорошо виден на самолете И.Ф. Орленко (51-й мтап, 1945 г.) |
62. |
A-20G с местом штурмана в хвостовой части фюзеляжа, 51-й мтап [ правильно – |
63. | Торпеда подвешена на правый торпедный мост A-20G, 9-й гв. мтап, ВВС Северного флота, 1944 г. |
64. | Торпедоносец A-20G на аэродроме, 51-й мтап, ВВС Балтийского флота, 1944 г. Кабина штурмана оборудована в хвостовой части. |
65. |
Аналогично переоборудованный A-20G из 1-го гв. мтап [ правильно – |
66. | Экипаж лейтенанта Н.Ф. Баженова у A-20G-25, ВВС Балтийского флота, 1944 г. |
67. | Взлетает группа торпедоносцев A-20G, Балтийский флот. |
68. | Оружейники 51-го мтап подвешивают бомбу на правый торпедный мост. |
69. | Оружейники подвешивают бомбу ФАБ-500 на правый торпедный мост. |
70. | Подготовка бомбы к топмачтовому бомбометанию. |
71. |
Летчик [ правильно – инженер 2-й эскадрильи Смирнов В.М. ] у торпедоносца A-20G. Ha левом борту самолета висит бомба. |
72. |
Торпедоносец A-20G из 51-го мтап [ правильно – |
73. | Старый линкор «Шлезиен» после налета советской авиации. |
74. | Торпедоносец выходит в учебную атаку на эсминец, Северный флот, 1945 г. |
К началу страницы |