|
 |
На автомобиле по Италии
Пиза
Pisa
Собор |
Баптистерий |
Падающая башня |
Кампосанто: памятники, фрески
Могущество и богатство Пизанской морской республики достигли апогея в эпоху первых крестовых походов, пизанские крестоносцы принимали участие в штурме Иерусалима. Однако, Пиза недолго была в числе ведущих европейских игроков – до катастрофического поражения от генуэзцев в 1284 г. – и в 1406 г. окончательно утратила самостоятельность и вошла в состав Великого герцогства Тосканского.
| |
За воротами крепостной стены (построенной в 1155 г. для защиты от вторжения Фридриха Барбароссы) открывается Площадь чудес (Piazza dei Miracoli), архитектурные памятники которой не только создали художественную славу Пизы, но и дали название целому стилю: романо-пизанский.
|
| |
| |
Основные объекты Площади чудес (по порядку от ворот): Баптистерий (№2 на схеме), Собор (1), Падающая башня (3). Менее известны, но заслуживают внимания: Кампосанто (мемориальное кладбище, 4), Музей собора (5) и Музей синопий (эскизов для фресок, 6). Билет на посещение пяти памятников (кроме башни) стоит €10, подъем на колокольню – €15.
|
Собор
| |
Строительство собора было предпринято в 1063 г., после победного сражения с сарацинами на островах Тирренского моря. Работы возглавил архитектор Бускето и к 1118 г. его проект был в основном осуществлен и собор освятил Папа Гелазий II. Бускето похоронен под первой (левой) аркой фасада.
|
| |
| |
Пизанские мастера Райнальдо и Гульельмо возвели большой фасад и придали собору окончательные формы.
|
| |
| |
В фасад вмонтированы прелестные в своей варварской наивности инкрустированные мраморные панели начала XII в. (оригиналы перемещены в музей).
|
| |
Вид на комплекс со стороны музея. Традиционно считается, что христианские постройки возведены на месте дворца, в котором жили император Адриан и его сын Антонин Пий.
|
| |
Приглядитесь: на коньке обрывающейся у апсиды крыши центрального нефа собора, на небольшой колонне стоит странное животное. Его оригинал хранится в музее собора – это «иппогрифф», крылатая лошадь с орлиным клювом, привезенная пизанскими солдатами из крестового похода.
|
| |
В правом крыле трансепта (со стороны колокольни) расположены бронзовые ворота Сан-Раньери, оригинал которых, выполненный Боннано Пизано в конце XII в., также хранится в музее собора. На снимке: фрагмент оригинала с узнаваемыми сценами жизни Христа.
|
| |
Двустворчатые бронзовые ворота трех порталов были выполнены в 1601 г. художниками школы Джамболонья, поскольку оригинальные ворота работы Боннано расплавились во время страшного пожара 1595 г. Здесь: поцелуй Иуды.
|
| |
| |
Интенсивные связи с Востоком эпохи крестовых походов отразились в архитектуре пизанского собора и снаружи и внутри – арабскими, византийскими, армянскими мотивами. Нередко говорят, что интерьер напоминает мечеть. Сразу вспоминаются классические полосатые арки Кордовы, хотя до них испанская реконкиста добралась все-таки позже.
|
| |
Мозаика апсиды в византийском стиле нередко приписывается Чимабуэ (Cimabue, учитель знаменитого Джотто), однако самим художником создана только голова Иоанна Евангелиста – в 1302 г., в тот же год Чимабуэ умер в Пизе.
|
| |
| |
Новая кафедра и алтарь пизанского собора весьма занятны. В целом же, Италия удивительно бедна современной скульптурой. Иногда консерватизм кажется полезным (при виде, например, раздражающих экспериментов парижан), но мы часто вспоминали Испанию, где видели множество интересных композиций.
|
Баптистерий
| |
| |
Строительство самого крупного в Италии баптистерия началось в 1153 г., но завершилось только столетием позже. Скульптуры в каменном кружеве верхней части созданы Никколо и Джованни Пизано, но сейчас заменены копиями (как говорят, не очень удачными).
|
| |
Большинство оригинальных статуй наружного убранства баптистерия размещены в музее собора. Например эта, изображающая евангелиста Марка со свирепым львом на руках.
|
| |
Акустика пизанского баптистерия считается одной из лучших среди всех культовых зданий Италии. Для демонстрации, каждый новый час выходит работник музея и голосом «берет» три ноты подряд. И они, блуждая в пространстве баптистерия, звучат цельным аккордом. Очень просто, но весьма внушительно. Правда, посетителям петь-голосить запрещено.
|
| |
Самым известным элементом интерьера является кафедра работы Николо Пизано. Некоторыми искусствоведами время создания рельефов кафедры – 1260 г. – принимается за точку отсчета эпохи Ренессанса. В 1265-68 гг. мастер создал аналогичную кафедру для собора в Сиене. (Сравните также с кафедрой пизанского собора, созданную сыном Николо – Джованни Пизано.)
|
| |
Мраморные облицовочные плиты купели, созданной Гвидо Бигарелли (Guido Bigarelli da Como) в 1246 г., покрытые тончайшей резьбой.
|
| |
Художник, создавший рисунок мозаичного пола, явно вдохновлялся восточными мотивами.
|
Падающая башня
| |
Строительство колокольни начал в 1173 г. архитектор Бонанно. Из-за проседания грунта, башня начала крениться уже во время строительства. Верхние этажи возвели только столетие спустя, стараясь «выгнуть» их в сторону, противоположную наклону. В результате пизанская башня не только наклонена, но и слегка изогнута.
|
| |
| |
Инженерное несовершенство пизанской башни настолько широко известно, что для многих туристов начисто затмевает ее архитектурную прелесть.
|
| |
Находясь на площади, вы наверняка заметите людей, странным образом решивших практиковать кунг-фу именно здесь и сейчас. На самом деле их нетрадиционные позы продиктованы благородным стремлением помочь пизанцам в деле спасения знаменитой колокольни.
|
| |
Мы, конечно, не любим банальностей, но пизанская башня действительно заслуживает заботы. Какое-то время и мы ее подержали.
|
Кампосанто
| |
Комплекс мемориального кладбища Кампосанто сооружен в конце XIII в. на месте, куда архиепископ Убальдо Ланфранки высыпал землю с Голгофы, привезенную на пизанских кораблях после одного из крестовых походов.
|
| |
Одна из галерей Кампосанто. Слева – готические окна во внутренний дворик, на стенах – остатки фресок, под ногами – плиты надгробий, по обеим сторонам – памятники и саркофаги (в основном римские). 27 июля 1944 г. в здание попала случайная бомба союзников и вспыхнувший пожар нанес колоссальный ущерб памятникам Кампосанто и в особенности его фрескам.
|
| |
На этой стереофотографии 1897 г. показан прежний вид Кампосанто. Цепи на стене когда-то перегораживали вход в гавань Пизы – в 1290 г. они были увезены торжествующими генуэзцами и возвращены лишь в 1860 г.
|
| |
Обломки античных скульптур часто производят большее впечатление, чем полные версии. Скорее всего, здесь сказывается наша усталость от классических форм (тем более в пустоватом римском изложении). Река времени, отсекая излишества и стирая лоск, придает даже посредственным произведениям налет драматизма и экспрессии, превращает наивную многословность в загадочный символизм.
|
| |
Плита с атрибутами ключевого мифа митраизма – Тавроктонии: Митра, убивающий быка, кусающая его собака, змея и скорпион, хватающий несчастное животное за гениталии. На скале ворон, слева Каута (с поднятым факелом), справа Каутопата (с опущенным). Культ Митры, изначально индо-персидский, к концу империи стал весьма популярен среди римских легионеров. Во II-IV вв. митраизм был одним из главных соперников христианства, но, похоже, не имел шансов на победу – митраизм проповедовал исключительно мужское братство, а нам ли не знать на что способны воодушевленные женщины.
|
| |
На этой плите вырезано имя Кибелы – еще один восточный культ, терзавший воображение впечатлительных римлян времен упадка.
|
| |
| |
Количество и качество римских саркофагов впечатляет – даже после потерь 1944 г. их все еще около сотни. Ватиканские музеи богаче, но и в Пизе есть на что посмотреть.
|
| |
| |
Пожалуй, наибольшее впечатление производит сама цивилизационная мощь римской империи, оставившей такое множество памятников своей роскоши – пусть даже ремесленных, а не художественных.
|
| |
Располагать захоронения в полу, по которому затем будут ходить – дело для средневековья обычное, вполне соответствующее стремлению к демонстрации христианского смирения (ну, хотя бы после смерти). Но большинство плит все же гладкие, и когда случайно наступаешь на рельефное надгробие, невольно вздрагиваешь – словно наступил на тело.
|
| |
Поставленный в XIX веке памятник уроженцу Пизы Леонардо Фибоначчи (Leonardo Fibonacci, ок. 1170-1250 гг.) – первому крупному математику средневековой Европы. Отец Фибоначчи по торговым делам часто бывал в Алжире, и Леонардо там изучил арабский. Позже он посетил Египет, Сирию и Византию, по арабским переводам изучил и систематизировал достижения античных и индийских математиков. По книгам Фибоначчи европейцы учили математику чуть ли не до времен Декарта (из них, в частности, они впервые узнали об индусских/арабских цифрах и убедились в преимуществах десятичной системы).
|
| |
Привлекательная фигура – аллегория Науки – на надгробии пизанского физика Моссотти (Ottaviano Fabrizio Mossotti, XIX век). Профессор, похоже, умел ценить красоту не только в науке.
|
Фрески
| |
Со второй половины XIV в. стены Кампосанто стали покрывать фресками на библейские и евангельские сюжеты. Грандиозные по площади живописные произведения понесли тяжелый урон 27 июля 1944 г. – мощный пожар почти уничтожил фрески, красочный слой отслоился и изменился в цветах. Колоссальная работа реставраторов позволила послойно снять и восстановить лишь некоторые сцены. Здесь: фрагмент цикла Триумф смерти, изображающий борьбу за душу между ангелами и демонами.
|
| |
Демон выхватывает душу грешницы...
|
| |
...и уносит ее в ад.
|
| |
Нет худа без добра – неожиданной удачей для реставраторов стало обнаружение под живописным слоем т.н. синопий – эскизов, нарисованных красной охрой и нередко выполненных с большим качеством, чем сами фрески – поскольку эскизы создавались мастерами, поручавшими раскраску своим ученикам. Для демонстрации кропотливо извлеченных из-под полуразрушенного красочного слоя синопий создан отдельный музей.
|
 |
 |
|