Торрекьяра
Torrechiara
История |
Золотая палата |
Нижний этаж |
Верхний этаж
| |
Замок Торрекьяра знаменит по нескольким причинам. Во-первых, это одно из самых мощных фортификационных сооружений, сохранившихся в провинции Парма. Во-вторых, в XV веке замок явился эпицентром запомнившейся потомкам любовной истории. В-третьих, большинство помещений замка украшены необычными фресками XV-XVI веков.
|
История
У крепости древнее происхождение, восходящее к римским временам. Первое письменное упоминание о существовании укреплений на Торрекьяра восходит к 1259 г., когда мэр Пармы приказал их снести, а два года спустя запретил их реконструировать. В 1313 г. холм Торрекьяра входит во владение семьи Росси (Rossi), процветавшей в XIV и первой половине XV века благодаря союзу с правителями Милана.
Пьер Мария Росси (Pier Maria Rossi) родился 25 марта 1413 г. Его семья жила в замке Сан Секондо (San Secondo), административном центре синьории. В возрасте 15 лет Пьер Мария вступил в брак с Антонией (Antonia), дочкой Гуидо Торелли (Guido Torelli). Это был политический брак не по любви – Торелли были собственниками замка на границе между феодом Росси и феодом Эстензи (Estensi) из Феррары.
Пьер Мария получил образование в Милане, при дворе Висконти, куда он попал еще ребенком в роли пажа. К двадцати годам он знал латинский, греческий, провансальский, испанский языки. Помимо воинской славы его интересуют медицина, музыка и литература, он изучает архитектуру крепостей. В 1440 г. умирает его отец и Пьер Мария наследует графский титул.
При дворе миланских герцогов Пьер Мария познакомился с Бьанкой Пеллегрини (Bianca Pellegrini), женой Мелькиорре ди Арлуно (Melchiorre di Arluno) и фрейлиной Бьанки Марии Висконти (Bianca Maria Visconti). Между ними возникают серьезные отношения, от которых рождается сын Оттавиано (Ottaviano). Муж Бьянки, вероятно более слабый чем Пьер Мария, не стал развязывать войну.
По причинам политической целесообразности Пьер Мария не мог отказаться от законной жены; началась «жизнь втроем»: с Антонией он жил в Сан Секондо, а для встреч с Бьянкой приказал реконструировать древнюю крепость, превратив ее в замок Торрекьяра (построен между 1448 и 1460 г.). Росси остался вдовцом в 1468 г., когда его жена Антония умерла от чумы, но нет сведений, что он женился на Бьянке. К концу жизни у Пьера Мария было одиннадцать детей, из них восемь законных.
| |
Южная башня замка (спереди слева) – башня св. Никомеда (Saint Nicomede) с часовней. В восточной башне (спереди справа) находится знаменитая Золотая палата. Самая высокая, северная башня называется Львиной (лев изображен на гербе Росси). На западной стороне расположена башня Лилии (изображенной на гербе Бьянки Пелегрини).
|
| |
Башня внешнего обвода крепости.
|
| |
Поперечный разрез замка (рисунок 1911 года), вид с юго-запада.
|
| |
Внутренний двор с колодцем и Львиная башня замка (северная).
|
Сфорца, новая ветвь правителей Милана, поначалу также благоволят Росси. 25 марта 1449 Пьер Мария, пользующийся славой хитрого и храброго воина и умелого командующего, заключает союз с Франческо Сфорца и гарантирует ему 500 всадников.
Дела Росси заметно ухудшаются, когда власть в Милане переходит в первенцу Франческо Сфорца, Галеаццо Мария Сфорца (Galeazzo Maria Sforza). Однако, несмотря на неприязнь, которую Пьер Мария питает к Галеаццо Мария, он поддерживает его в борьбе против братьев. Но 26 декабря 1476 г. Галеаццо Мария был убит и отношения Росси и Сфорца окончательно рухнули, дело дошло до войны. Мало-помалу все замки Росси (у Пьера Мария их было больше тридцати) были захвачены.
Последним попал в руки врагов замок Торрекьяра. 1 сентября 1482 г. Пьер Мария Росси умер здесь на руках у Бьянки. (В часовне св. Никомеда находятся две пустые гробницы – по преданию это гробницы влюбленных). На следующий год жители крепости сдались от голода. Замок был передан в руки младшей ветви Сфорца. Новые правители не поменяли архитектурной структуры замка, но украсили все комнаты, кроме одной – Золотой палаты.
Золотая палата (Camera d'Oro)
Эта самая знаменитая комната замка была, как полагают, предназначена для молодоженов (хотя, возможно, всего лишь служила канцелярией). Палата – наиболее известный и один из лучших примеров эротической комнаты в Италии (если верно предположение, что помещение было обустроено именно для этих целей).
| |
Фриз, украшенный девизом "Digne et in eternum" , отделяет нижнюю часть комнаты от парусов и люнетов свода, расписанных фресками Бенедетто Бембо (Benedetto Bembo) во второй половине XV века.
|
| |
Фрески на парусах рассказывают о путешествии Бьянки Пеллегрини (в одеждах паломницы) по замкам феода Росси в поисках возлюбленного.
|
| |
Замки изображены с большой аккуратностью и поэтому считаются важным иконографическим документом.
|
| |
Люнеты содержат четыре символические сцены: «Любовь запускает стрелу», «Пьер Мария получает меч из рук Бьянки» (на фото), «Бьянка увенчивает Пьера Мария венком», и портрет двух влюбленных.
|
| |
Справа от шатра со сценой «Любовь запускает стрелу» – узнаваемое изображение замка Торрекьяра (надпись Torciara).
|
| |
Комната названа Золотой палатой, поскольку ее стены облицованы терракотовыми плитками – изначально раскрашенными и позолоченными.
|
| |
Макет комнаты был создан в 1911 году чтобы представлять Эмилию-Романью на первой этнографической выставке в Риме.
|
| |
Реставраторы решили не превращать оригинальное помещение Золотой палаты в макет и разместили всю бутафорию по соседству, в похожей по размерам комнате замка. Фрески имитировать, естественно, не стали, лишь обозначили расположение четырех сцен в люнетах.
|
| |
Здесь же можно увидеть, как были раскрашены терракотовые плитки. Позолоту, правда, восстанавливать не стали.
|
| |
Рельефы плиток: монограммы главных героев, связанные лентой с надписью "Nunc et semper" («Ныне и всегда»); два сердца, опоясанные тремя маркграфскими коронами; замок с поднятым разводным мостом, по которому прошла Любовь; и лев с поднятыми передними лапами (герб Росси).
|
| |
Витражное исполнение щита с изображением замка с разводным мостом.
|
Помещения нижнего этажа
| |
План нижнего этажа. Фрески, украшающие большинство комнат замка, выполнены в гротесковом стиле художниками школы Чезаре Бальоне (Cesare Baglione) в конце XVI века.
|
| |
| |
Комната Юпитера (Sala di Giove), названная по изображению в центре свода.
|
| |
Комната, фреска которой изображает парковую беседку, увитую растениями (Sala del pergolato).
|
| |
| |
Комната с пейзажами (Sala dei paesaggi).
|
| |
| |
Комната Победы (Sala della Vittoria), изображенной в центре свода – одна из самых нарядных.
|
| |
У окна – гербы, символизирующие власть духовную (герб папы Григория XIII) и светскую (герб с двуглавым орлом и императорской короной).
|
| |
Комната с ангелами (Sala degli Angeli).
|
| |
Комната с занавесью (Sala del Velario).
|
| |
Гербовый зал (Salone degli Stemmi). Помимо гербов и орнамента, на южной стене сохранились остатки двух карт Италии, представляющие интерес для историков картографии.
|
| |
| |
Гербы семейства Сфорца.
|
| |
В зале четыре герба пап – союзников Сфорца.
Герб Пия IV (1559-1565), в миру Джованни Анджело Медичи (Giovanni Angelo Medici).
|
| |
Герб Павла III (1534-1549), в миру Алессандро Фарнезе (Alessandro Farnese).
|
| |
Герб Григория XIII (1572-1585), в миру Уго Бонкомпаньи (Ugo Boncompagni).
|
Помещения верхнего этажа
| |
План верхнего этажа.
|
| |
Зал акробатов/жонглеров (Salone dei Giocolieri).
|
| |
Зал получил название из-за центральной композиции, изображающей пирамиду из обнаженных фигур, жонглирующих обручами на спинах львов.
|
| |
Фриз зала украшают пейзажи и монохромные батальные сцены.
|
| |
| |
Остальные поверхности занимает замысловатая гротесковая вязь.
|
| |
| |
Популярны женские фигуры в разных стилях.
|
| |
На юго-восточной стороне – три небольшие однотипные комнаты.
Комната, примыкающая к Золотой палате (т.е. к восточной башне).
|
| |
| |
Средняя из комнат.
|
| |
| |
Комната, примыкающая к башне св. Никомеда (южной).
|
| |
Большие балконы на юго-восточной стороне замка добавлены только в конце XVI века. Окна, очевидно, также добавлены поздно.
|
| |
Продлевая приятное знакомство с Торрекьярой, мы пообедали с видом на замок – в высокой траве на обочине дороги.
|