|
|
На автомобиле по Италии
Равенна
Ravenna
Мавзолей Галлы Плацидии
Базилика Сан-Витале
Баптистерий Неоньяно
Баптистерий Ариан
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуова
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе
Мавзолей Теодориха
Архиепископский музей
| |
Испытавшая небывалый расцвет в первые века после падения Западной Римской империи, Равенна затем ушла глубоко в тень и законсервировала свои уникальные ранние памятники. В наши дни это тихий провинциальный город, и вполне символично, что нашей «гостиницей» оказалась комната в частном доме, где хозяева напрочь не понимали по-английски, но зато угощали нас на завтрак бисквитом собственного приготовления.
|
История города
| |
Первое летописное упоминание о Равенне – 82 г. до н.э., когда корабли римского флота встали на якорную стоянку вблизи города, о чем и было сообщено римскому сенату. Сейчас вокруг Равенны просторная равнина, образованная обширными наносами реки По, а в те дни город существовал на нескольких труднодоступных островах, окруженных морем, болотами и цепью песчаных дюн. На картинке: так представлял себе комплекс Равенна + Кесария + Классе равеннский космограф Коронелли (XVII в.), опиравшийся на записи арианского епископа Иордана. Ну чем не Венеция?
|
В 395 г. Римская империя разделена на Западную и Восточную. Императором Западной империи со столицей в Милане становится Гонорий. В 402 г., после осады Милана вождем вестготов Аларихом, Гонорий переносит столицу Западной Римской империи в Равенну. Он сам и его сестра Галла Плацидия выбирают город своей постоянной резиденцией. В Равенне возводятся первые христианские постройки. Равенна с этого времени приобрела значение экономического, политического, культурного центра.
В борьбе за влась над Западной Римской империей в 450–470-е годы сменяются 9 императоров. Последнего из западно-римских императоров Ромула Августула в 476 г. низлагает варвар Одоакр. Западная Римская империя перестает существовать, Одоакр правит Италией.
В 488 г. с согласия восточно-римского императора Зенона находившиеся на его службе остготы во главе с Теодорихом вторглись в Италию и после ряда сражений с Одоакром принудили его укрыться в Равенне. После трехлетней осады в 493 г. Одоакр сдался и был казнен. Теодорих вскоре короновался и стал королем огромного государства, включавшего Италию, Сицилию, Далмацию и Прованс – со столицей в Равенне.
Король остготов был сторонником арианства, хотя еще в 325 г. Никейский собор признал учение Ария еретическим. В 525 г. Теодорих пытается добиться от императора Юстиниана официального признания арианского вероучения, направив в Константинополь посольство во главе с Папой Иоанном I. После неудачной для короля миссии, посольство было брошено в тюрьму, и понтифик через год умер в заточении (причислен к мученикам Христовым).
| |
После смерти Теодориха в 526 г. городом правит череда остготских правителей, но в 540 г. Юстиниан (император Византии с 527 г.) осаждает и завоевывает Равенну. Преследовавший ариан император велел переделать храмы еретиков в кафолические (т.е. правоверные – разделения на католиков и православных еще не было) церкви, а все имущество ариан раздать кафоликам. Равенна остается византийской до 751 г., жители переняли византийскую привычку к роскоши и украсили базилики шикарными мозаиками.
|
В последующие века город утратил свое значение. Многие древние памятники неплохо сохранились – в частности, благодаря тому, что строились из кирпича (каменоломен вблизи не было), а кирпичное сооружение, в отличие от каменного, разобрать на пригодный к использованию строительный материал почти невозможно.
Мавзолей Галлы Плацидии
Mausoleo Di Galla Placidia
| |
По предположению, сестра и жена императора Гонория Галла Плацидия велела построить себе мавзолей около 440 г., но скончалась в 450 г. в Риме и, скорее всего, похоронена там же. Культурный слой вокруг мавзолея за прошедшие века поднялся на 1,5 м и исказил первоначальные пропорции здания.
|
| |
Интерьер мавзолея.
Окна закрыты пластинами алебастра.
В мавзолее хранятся три мраморных саркофага V-VI вв.
|
| |
Апостолы Павел и Петр.
Чаша с пьющими голубками – один из символов Равенны.
|
| |
На мозаике «Добрый пастырь в райском саду» изображен молодой Христос-Эммануил.
Таким Христа изображали в первые века христианства, когда вечная молодость считалась непременным атрибутом божества.
|
| |
В этом люнете изображен скорее всего римский мученик св. Лаврентий и предназначенная ему мучителями решетка на огне.
В левой части сцены – шкаф с четырьмя евангелиями.
|
| |
| |
Орнамент с изображением растений и животных.
|
| |
| |
Геометрический орнамент.
|
Базилика Сан-Витале
Basilica di San Vitale
| |
Строительство одной из самых красивых церквей Равенны начал в 525 г. епископ Экклюзий, посетивший Византию, а завершилось оно при византийцах в 548 г.
|
| |
В отличие от традиционных прямоугольных сооружений того же типа, базилика восьмиугольная в плане.
|
| |
Внутри сохранились мозаики середины VI в., выполненные в разных стилях.
|
| |
Конха апсиды.
Спаситель с ангелами, слева – Сан-Витале, справа – епископ Экклюзий с макетом храма в руках.
|
| |
Правая сторона алтарной части.
На стене снизу – сцена жертвоприношения Авеля и Мелхиседека.
|
| |
Императрица Феодора с придворными дамами и слугами.
|
| |
Левая сторона алтарной части.
Гостеприимство Авраама и Жертвоприношение Исаака.
|
| |
Император Юстиниан в окружении придворных и гвардии.
|
| |
Фрагмент триумфальной арки. Апостолы Петр, Андрей, Иоанн.
|
| |
| |
Декор архитектурных элементов.
|
Баптистерий Неоньяно или православных
Battistero Neoniano
| |
Баптистерий считается одним из древнейших сооружений Равенны. Его построил рядом с собором епископ Урсий в 1-й половине V в. Фундамент восьмиугольного в плане здания ушел в землю на 3 м.
|
| |
Во 2-й половине V в. епископ Неон приказал покрыть здание куполом и украсить интерьер великолепными мозаиками. Купол разделен на 3 части – центральный диск и два концентрических кольца.
|
| |
На диске изображено крещение Иисуса Иоанном Крестителем.
|
| |
В первом кольце – торжественная процессия 12 апостолов, несущих короны.
|
| |
Второе кольцо разделено на 8 частей, в центре изображена апсидная ниша с троном либо алтарем, символизирующими господство и божественность Христа.
|
| |
По бокам тронов – сады, огражденные решетками (символ Рая), по бокам алтарей – пустые кресла (места для избранных).
|
Баптистерий Ариан
Battistero degli Ariani
| |
Баптистерий возведен по приказу Теодориха в конце V в. Мозаики свода изображают сцену крещения Христа (в центре) и процессию апостолов, т.е. в упрощенном виде повторяют мозаики баптистерия Неоньяно. На центральном медальоне помимо Христа и Иоанна Крестителя традиционно изображен строгий пожилой мужчина – персонификация реки Иордан, вытекающей из сосуда у него за спиной.
|
| |
Апостолы Павел (со свитком) и Петр (с ключами) возле трона, символизирующего господство Христа.
|
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуова
Basilica di Sant'Apollinare Nuovo
| |
Базилика построена Теодорихом как арианская церковь. В IX в. ее переосвятили в честь первого епископа Равенны Аполлинария (его прах перенесли сюда из базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе). С VI в. сохранились кафедры, ажурные мраморные ограды и рельефная плита. В XVI в. пришлось провести реконструкцию, пол лежит выше первоначального уровня на 1,2 м. Кессонированный потолок сделан в XVII в.
|
Правая сторона
| |
Справа от входа изображен дворец Теодориха.
|
| |
На фризе – сцены страстей Христовых.
Ниже, между оконными проемами – фигуры святых.
Под окнами изображено шествие мучеников к Спасителю.
|
| |
| |
Спас на престоле с ангелами.
|
Левая сторона
| |
Слева от входа – вид порта Классис.
|
| |
На фризе – эпизоды из жизни Иисуса Христа.
Под окнами – шествие мучениц и поклонение волхвов Богоматери с Младенцем.
|
| |
Поклонение волхвов.
|
| |
| |
Богоматерь с Младенцем и ангелами.
|
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе
Basilica di Sant'Apollinare in Classe
| |
Статуя императора Августа неподалеку от входа в базилику.
|
| |
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе построена в 549 г. над могилой первого епископа Равенны, cв. Аполлинария, который начинал здесь свою службу. Многие части внутреннего убранства утеряны или расхищены, часть украшений относятся к более поздним периодам. Оригинальными считаются только отреставрированные мозаики в апсиде.
|
| |
Сверху – пантократор и символы евангелистов.
Ниже – 12 овец (апостолов) выходят из Иерусалима и Вифлеема.
Мандорла с крестом и фигуры пророков и апостолов составляют сцену Преображения.
Внизу – св. Аполлинарий посреди райского сада.
|
| |
Пантократор и символы евангелистов – Матфея и Марка.
|
| |
Конха апсиды (VI в.), сцена Преображения в символической редакции.
Христос представлен в виде креста, апостолы Петр, Иоанн и Иаков – агнцами.
По сторонам креста полуфигуры пророков Моисея и Илии.
|
| |
Моисей в облачных сферах.
|
| |
Левая сторона алтарной части.
Император Константин вручает диакону Репарату (предсталяемому Архиепископом Мавром) грамоту с привилегиями для Равеннской Церкви.
|
| |
Правая сторона алтарной части.
Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека и Авраама.
|
| |
| |
Саркофаг епископа Феодора (умер в 688 г.).
|
| |
| |
Так называемый саркофаг двенадцати апостолов.
|
| |
В центре – Христос, вручающий апостолу Павлу свиток; правее – апостол Петр с ключами.
|
| |
Над этим незатейливым саркофагом – мраморная доска о епитимьи императора Оттона III, наложенной на него в Великий пост 1001 г. св. Ромуальдом.
|
Мавзолей Теодориха
Mausoleo di Teodorico
| |
Считается, что Теодорих построил себе склеп еще при жизни, в 520 г. В отличие от других городских построек, сделанных из обожженного кирпича, двухэтажный мавзолей сложен из привозного истрийского известняка.
|
| |
Венчает здание монолитная крыша диаметром 11 м, весом около 230 т.
|
| |
Внутри купола видна большая трещина, которая, вероятно, образовалась при установке монолита. Легенда гласит, что Теодориху была предсказана смерть от удара молнии и когда во время бури он укрылся в мавзолее, молния пробила монолитную крышу и испепелила еретика-арианца.
|
Архиепископский музей
| |
Богоматерь Оранта. Фрагмент мозаики из апсиды разрушенной базилики Урсиана (Ursiana).
|
| |
Мраморный пасхальный календарь на 532-626 годы.
|
| |
Трон VI в., инкрустированный 27-ю пластинами из слоновой кости.
Предположительно дар Юстиниана епископу Максимиану.
|
| |
В центре композиции – суровый Иоанн Креститель.
|
| |
Сцена из жизнеописания Иосифа выполнена в свободном и пластичном стиле.
|
| |
Сцены Рождества Христова менее выразительны.
|
|
|
|