|
|
На автомобиле по Италии
Пестум (Посейдония)
Paestum (Poseidonia)
Храмы | Храм Аполлона | Храм Геры | Храм Афины
Музей: Герайон | Гробница ныряльщика | Луканские гробницы | Прочее
Посейдония (греч. Poseidonia, лат. Paestum) – колония Сибариса, основанная около 600 г. до н.э. В четвертом веке до н.э. город был захвачен луканами и получил название Пестум, а в 273 г. до н.э. стал заурядной римской колонией. В IX в. был разрушен сарацинами (арабами) и заброшен. Вследствие этого три древних дорических храма не были разобраны на стройматериалы и в наше время являются лучшими образцами греческого зодчества на территории бывшей Великой Греции. Помимо этого, в некрополе Пестума были открыты уникальные образцы античных настенных росписей (преимущественно IV в. до н.э.). Пестум входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
| |
| |
Если есть время, в Пестум из Неаполя лучше ехать по знаменитому своей красотой побережью Амальфи. Быстрая трасса А3 выходит к морю только в районе Салерно, демонстрируя лишь остатки упущенной нами природной роскоши.
|
| |
Мы остановились в недорогом хостеле, разместившемся в загородной вилле в нескольких километрах от археологической зоны Пестума. Ребенку такое жилье очень понравилось, особенно шикарный, любящий ласку рыжий кот и пара молодых дурашливых сеттеров.
|
ХРАМЫ
| |
| |
Схема археологической зоны и храмов Пестума.
Храмы, с юга на север:
Храм Геры (раньше называли Базиликой)
Храм Аполлона (раньше называли храмом Нептуна/Посейдона;
сейчас встречается название «храм Геры II»; у Шуази – «большой храм»
Храм Афины (раньше называли храмом Цереры/Деметры)
|
| |
| |
Храмы южного святилища со стороны восточного фасада:
слева – храм Геры, справа – храм Аполлона.
|
| |
Колонны храма Геры (на переднем плане) и храма Аполлона (сзади).
Хорошо видны отличия архаических колонн более древнего храма Геры:
сильно «расплющенные» эхины капителей,
сильное сужение ствола в верхней части,
значительный изгиб профиля ствола.
Подробнее об эволюции элементов дорического храма см. Шуази.
|
«Согласно обычаю, восходящему к тем временам, когда обтеска камня была затруднительной, камни, составляющие кладку стены, даже в лучшие периоды греческого искусства покрывались раскрашенной штукатуркой. Обнаженным оставляли только мрамор. Прекрасный травертин пестумских храмов был так же покрыт слоем штукатурки, как и грубые известняки Акраганта.» Здесь и далее: цитаты в кавычках взяты из «Истории архитектуры» Огюста Шуази.
Храм Аполлона (храм Нептуна/Посейдона; храм Геры II; большой храм)
| |
| |
| |
Храм Аполлона, вторая четверть V в. до н.э.
Периптер 6 х 14 колонн. О пропорциях храма см. Шуази.
|
| |
«Всякое произведение греческого искусства носит на себе отпечаток того периода, к которому оно принадлежит. На рисунке даны приведенные к одной волюте ордера VI в. – Посейдония (A) и V в. – Парфенон (B). Первый, более древний, отличается некоторой тяжеловесностью пропорций и как бы избытком мощи; второй, более поздний, – изысканным изяществом.» По сегодняшним данным, храмы разделяет во времени не более четверти века.
|
| |
«Только в большом храме в Посейдонии и в пропилеях на мысе Сунии профили колонн представляют собой две прямые линии. Во всех других случаях эти линии дают легкий выгиб, или курватуру.» Пожалуй, прогиб все же есть, но действительно очень малый.
|
| |
«На рисунке показано устройство внутренних колоннад, разделяющих целлу в Посейдонии на три нефа. Разделение было вызвано несовершенством античных стропильных перекрытий. При системе несущих стропильных ферм не решались перекрыть одним пролетом широкую целлу; колоннады как бы давали передышку.»
|
| |
«Для того, чтобы колонны были менее массивны и меньше загромождали внутренность целлы, их стали строить в виде двух расположенных один над другим ярусов, разделенных архитравом. Если представить себе ствол, вытянутый на два яруса и разделенный архитравом на две части, то получится двухъярусный дорийский ордер. Именно таким мы его встречаем в большом храме Посейдонии.»
|
| |
«Главной целью греков было создание традиционного типа путем того или иного расположения камней, на которое они обращали мало внимания, тем более, что камни были скрыты под слоем штукатурки. В большом храме в Посейдонии строители без всякого зазрения совести разделили фриз на два ряда кладки; из-за этого метопы и триглифы пересечены горизонтальным швом.»
|
| |
«[ В дорическом храме ] чередование мутул происходит таким образом, что одна из них приходится под триглифом, другая – под метопой. Нижняя плоскость мутул украшена капельками, иногда вделанными посредством инкрустации (большой храм в Посейдонии).»
|
Храм Геры (Базилика; храм Геры I)
| |
| |
| |
Храм Геры, середина VI в. до н.э. Периптер 9 х 18 колонн.
Редкая черта – нечетное число колонн на фасаде храма .
|
| |
| |
«В ранний период капители колонн имеют выемку (перехват) у основания эхина. Эта выемка лишает эхин характерного для него выражения мощи. При наличии шейки каннелюры или не доводятся до ее начала или теряются в ее изгибе.» Подробнее об эволюции элементов дорической капители см. Шуази.
|
| |
«Обычно дорийские каннелюры имеют острые грани; плоские же грани встречаются как исключение и всегда на тех частях здания, которые наиболее подвержены разрушению [ при движении толпы ].
В базилике в Посейдонии колоннада, расположенная вдоль оси здания, замыкается с обеих сторон колоннами, гладкими спереди и каннелированными в остальной части ствола.»
|
| |
«Пилястры, или анты, составляющие головные части стен, долгое время не получают законченной формы. В базилике в Посейдонии есть анты, расширяющиеся книзу и имеющие утолщение подобно стволу колонны.»
|
| |
| |
| |
Карниз храма украшали раскрашенные терракотовые панели (схема, остатки, гипсовая реконструкция).
|
Храм Афины (храм Цереры/Деметры)
| |
| |
Храм Афины (ок. 500 г. до н.э.).
Периптер 6 х 13 колонн.
|
| |
| |
Храм создан в эпоху перехода от архаики к классике.
|
| |
В пронаосе стояли колонны ионического ордера, их капители сейчас выставлены в музее.
|
МУЗЕЙ
Герайон
| |
Святилище Геры (Heraion) в устье реки Селе (Sele) расположено примерно в 10 км севернее Пестума, на границе его влияния (за рекой располагались земли, контроллируемые этрусками).
|
Из всех архаических храмов VI в. до н.э. хорошо сохранились только метопы храма «С» в Селинунте (музей в Палермо) и хранящиеся в музее Пестума метопы культовых зданий Герайона в устье Селе – Сокровищницы (Thesaurus) и Большого храма (Tempio Maggiore, периптер 8 x 17 колонн).
| |
| |
| |
Метопы Сокровищницы, середина VI в до н.э.:
Сизиф с демоном на спине
Самоубийство Аякса
Геракл, отловивший керкопов
Метопы вырублены в одном блоке с триглифом.
|
| |
| |
Метопы Большого храма, 510 г. до н.э.
Бегущие (танцующие?) девушки. Одна из трактовок: нереиды, убегающие от битвы между Гераклом и их отцом Нереем.
|
| |
| |
Схема карниза Большого храма и сохранившийся водосток (сима).
|
Гробница ныряльщика
| |
| |
В 1968 году в Пестуме была обнаружена т.н. «Гробница ныряльщика».
В настоящее время это единственный сохранившийся ансамбль греческой фресковой живописи классического периода (480-470 гг. до н.э.).
|
| |
Табличка поясняет, что на крышке гробницы изображена вовсе не вышка для прыжков в воду. Полагают, что так представлена стена, отделяющая мир живых от мира мертвых, обитаемый мир от мира потустороннего. Прыжок с нее – это полет в Океан смерти и одновременно источник нового сакрального знания.
|
| |
Сцена симпосия (мужских посиделок) на боковой стенке Гробницы ныряльщика. Юноша в центре (поднявший килик) скорее всего не просит добавки, а развлекается популярной игрой «коттаб» (kottabos) – прицельным выплескиванием остатков вина в специальную чашу.
|
Необычность гробницы заключается не только в том, что у нее нет аналогов среди греческих захоронений Пестума, а скорее в том, что она вообще выпадает из греческой традиции. Во-первых, греки обычно не украшали своих гробниц живописью. Во-вторых, редкостью является сочетание мотива царства мертвых и симпосия. Роспись гробницы является наглядным свидетельством взаимодействия греческих колонистов с этрусской традицией расписных захоронений.
Фрагменты росписей гробниц луканского периода
| |
Сцена возвращения воина.
Гробница №12, 375-370 гг. до н.э.
|
| |
Кулачный бой.
Гробница №12, 375-370 гг. до н.э.
|
| |
Демон, перевозящий умершую в загробный мир.
Гробница №47, 350 г. до н.э.
|
| |
Умершая на ложе.
Гробница №58, 340 г. до н.э.
|
| |
Сфинкс.
Гробница №58, 340 г. до н.э.
|
| |
Оплакивание умершей.
Гробница №53, 350-330 гг. до н.э.
|
| |
Крылатая Победа на колеснице.
Гробница №86, 330-320 гг. до н.э.
|
Прочее
| |
Бронзовые доспехи.
Гобница №174, 390-380 гг. до н.э.
|
| |
Бронзовые доспехи.
Гобница №164, 380-370 гг. до н.э.
|
| |
| |
Полихромный кратер с сюжетом «Похищение Европы».
Вторая четверть IV в. до н.э.
Слева от плывущей на быке Европы – Сцилла, справа – Тритон.
|
| |
Роскошная полихромная керамика из гробницы №69.
Справа – амфора с Афродитой в окружении эротов, 340-330 гг. до н.э.
|
| |
Терракотовая фигурка женщины в покрывале.
|
|
|
|