|
|
На автомобиле по Италии
Агридженто (греч. Акрагант, лат. Агригент)
Agrigento (gr. Akragas, lat. Agrigentum)
Долина храмов:
Храм Конкордии |
Храм Зевса |
Храм Геры |
Храм Геракла |
Храм Диоскуров ||
Музей
Акрагант был основан партией колонистов, вышедшей из Гелы, которая сама была основана переселенцами с Родоса и Крита. Созданию этих городов предшествовало основание колонистами из Коринфа самого крупного из дорийских полисов в Сицилии – Сиракуз. Согласно наиболее авторитетной хронографической традиции, основание Сиракуз приходится на 735 до н.э., основание Гелы состоялось 45 лет спустя, в 690 до н.э., а основание Акраганта – еще 108 годами позже, в 582 до н.э.
Первым широко известным деятелем Акраганта был тиран Фаларис (Фаларид; 571-555 до н.э.), прославившийся своей жестокостью (наиболее запомнился потомкам полый медный бык, издававший жуткие звуки, когда внутри помещали приговоренного и разводили огонь под брюхом статуи). Но помимо этого, Фаларис долгое время считался чуть ли не самым первым в Греции писателем-прозаиком (первым поэтом, понятно, считался Гомер) – причиной стали многочисленные «письма Фалариса», созданные уже в эллинистически-римскую эпоху школьниками, упражнявшимися в риторике, но долгое время принимавшимися за наиболее древние дошедшие до нас прозаические сочинения греков.
Другой знаменитый гражданин Акраганта – философ Эмпедокл (ок. 490–430 до н. э.). Согласно преданию, он обладал всевозможными талантами и достоинствами (врач, поэт и пр.), по энциклопедической широте ума его сравнивают с Демокритом. Будучи, как полагают, учеником пифагорейцев, Эмпедокл был, однако, изгнан из их элитной тусовки, поскольку слишком стремился к публичности и разбалтывал сакральные знания профанам. Упражняясь не только в общефилософских беседах, но и в деле государственного строительства, Эмпедокл дарил родному городу достойные плоды своего законотворчества. Считается, что Эмпедокл происходил из знатного рода, однако в политической войне, кипевшей в его время в Акраганте, он поддерживал сторону демократии. Народная традиция также приписывала Эмпедоклу эффектную смерть – философ якобы бросился в жерло вулкана Этна.
| |
| |
| |
Мы забронировали ночевку в B&B Villa San Marco.
Нам понравилось, приятная почти домашняя атмосфера.
Проснулись от крика павлина, залезшего на крышу.
|
ДОЛИНА ХРАМОВ
| |
| |
Схемы: Долина храмов, музей и другие объекты.
|
| |
| |
Аллея к храму Конкордии.
Вид с запада (от храма Геракла) и с востока (от храма Геры).
|
Храм Конкордии
| |
| |
Так называемый храм Конкордии находится в наилучшей сохранности среди всех дошедших до нас дорических храмов мира. Имя «Конкордия» (согласие) храм получил в XVI веке в связи с найденной по соседству латинской надписью (не имеющей никакого отношения к зданию).
|
| |
| |
Периптер 42 х 20 м, 6 х 13 колонн.
Построен ок. 430 до н.э.
|
| |
Сохранность здания в решающей степени обусловлена тем, что в 597 епископ Григорий преобразовал античный храм в христианскую базилику (с тех пор в стенах появились арочные проемы). Епископ повалил в храме пару языческих идолов, один из них носил имя «Репа» – поэтому базилика позднее была освящена как церковь св. Григория на Репе. Первоначальный классический вид храму вернули в 1748. (Скульптуры у храма и внутри него – унылые образцы современного искусства, дань моде на «инсталляции» в классическом обрамлении.)
|
| |
| |
Фасад храма при разном освещении. Известняковые стены и колонны греческих храмов обычно снизу доверху покрывались штукатуркой и ярко расписывались. Это особенно актуально для грубого известняка Акраганта.
|
| |
| |
Архитектурные детали постикума.
|
| |
| |
Устройство стропильной крыши и чердачного помещения храма Конкордии по версии Шуази.
|
Храм Зевса (Юпитера) Олимпийского (Олимпейон; храм Гигантов)
| |
Псевдопериптер 113 х 56 м, 7 х 14 полуколонн.
Храм Зевса в Акраганте – крупнейший дорический храм, уступающий размерами лишь ионическому диптеру Артемиды в Эфесе.
|
Сооружение храма связано с исторической победой сицилийских греков над карфагенянами у Гимеры (480 до н.э.), по преданию состоявшейся в тот же день, что и битва у Саламина (карфагеняне предприняли атаку на греческие полисы Сицилии по согласованию с персами, вторгшимися в это же время в материковую Грецию).
| |
Доминиканский монах и историк Томмазо Фацелло (Tommaso Fazello, 1498–1570), обнаруживший остатки храма, сообщил, что здание окончательно разрушено землетрясением 1401 года – рухнули последние три атланта. После этого обломки храма использовались местными жителями для строительных работ, в том числе для возведения мола в порту. В настоящий момент развалины производят впечатление только если вы предварительно ознакомитесь с описанием храма.
|
| |
Площадь храма примерно равна площади футбольного поля.
|
| |
Помимо внушительных размеров, храм знаменит нестандартными архитектурными решениями – полуколонны на внешних стенах, пилястры на внутренних, теламоны для поддержки карниза (греч. теламос = «носитель», прозвище Атланта; кариатида мужского рода).
|
| |
| |
| |
Оригинал единственного хорошо сохранившегося теламона помещен в музее Агридженто, а копия – непосредственно на территории храма.
|
| |
| |
Существует сразу несколько версий реконструкции храма, в том числе расположения «атлантов» (фотографии из музея).
|
| |
Также в музее выставлены лучше сохранившиеся лики гигантов Акраганта.
|
| |
| |
«В случае, если камень принадлежал к хрупкой породе, как большинство сицилийских известняков, приходилось делать борозды вдоль швов в форме буквы U, в которые вкладывался подъемный канат.» (Цитаты в кавычках – из «Истории архитектуры» Шуази.)
|
| |
| |
«Ввиду колоссального размера храма и невысокого качества материала строителям пришлось отказаться от монолитного архитрава и заменить его тройным рядом плит. Такой архитрав не только не может служить опорой, но требует в свою очередь поддержки. Для этого устроена перегородка между колоннами. Таким образом, ордер с простенными колоннами храма в Акраганте возник из стремления создать портик дорийского ордера при помощи материалов недостаточного размера для данного масштаба.»
|
Храм Геры (Юноны Лацинии)
| |
| |
Периптер 41 х 20 м, 6 х 13 колонн.
Построен ок. 450–440 до н.э.
Частично восстановлен в 1787.
|
| |
| |
Традиционная версия о том, что этот храм был посвящен Гере, не имеет убедительных доказательств. Более вероятный «патрон» храма – Посейдон. Специалисты считают этот периптер одним из лучших по качеству исполнения в Акраганте. Внутри сохранился античный алтарь, утеряный в других храмах Долины.
|
| |
Развалины храмов Геры и Конкордии
на картине Якоба Филиппа Гаккерта (Jacob Philipp Hackert), 1778.
|
| |
Чудный вид на храм Геры, найденный в интернете.
К сожалению, мы с такого ракурса не наблюдали.
|
Храм Геракла (Геркулеса)
«Недалеко от форума находится храм Геркулеса», писал Цицерон. Когда область форума (нижней агоры греческого города) была установлена, сообщение Цицерона позволило предположительно атрибутировать развалины.
| |
| |
Периптер 74 х 28 м, 6 х 15 колонн.
Построен ок. 510 до н.э.
Восемь колонн были восстановлены в 1924–31.
|
| |
| |
План и реконструкция храма Геракла. Удлиненная форма и «расплющенные» эхины капителей свидетельствуют о большей древности храма.
|
Храм Кастора и Поллукса (Диоскуров)
| |
Периптер 34 х 16 м, 6 х 13 колонн.
Справа вверху хорошо виден современный Агридженто.
|
| |
| |
Храм лежал в руинах и лишь в 1836 была произведена расчистка и воссозданы три колонны (четвертую добавили в 1856). Несмотря на спорность реставрации, именно эта конструкция стала популярным символом Долины храмов.
|
| |
Реконструкция храма Диоскуров.
|
| |
На той же площадке – остатки святилища хтонических божеств.
|
МУЗЕЙ
| |
После бестолковых «образцов современного искусства», выставленных непосредственно в Долине (ни один не вызвал желания хотя бы сфотографировать), бронзовые торсы у входа в музей радуют глаз своей элегантностью.
|
| |
| |
Самая известная статуя из собрания музея это так называемый Эфеб из Акраганта, датируемый 480–470 до н.э. В позе куроса еще нет свободы классических статуй, но его пластика уже далеко ушла от скованности архаических форм. Статуя выполнена, возможно, местными мастерами из привозного мрамора. Листая путеводитель заметили, что задняя часть фигуры выполнена едва ли не выразительнее лицевой.
|
| |
В том же стиле выполнена статуя молодого воина.
Ок. 480–475 до н.э.
|
| |
Мраморная фигура Афродиты после купания.
II–I вв. до н.э., Родос.
|
| |
Фрагмент переносного алтаря со сценой битвы льва и быка.
VI в. до н.э.
|
| |
Терракотовая голова Афины.
Ок. 500 до н.э., местное производство.
|
| |
Фигурка Бэса, многофункционального египетского божка, популярного во всем Средиземноморье –
от Финикии до Великой Греции и Карфагена.
|
| |
В музее целая коллекция водостоков в виде львиных голов.
|
| |
| |
Вооружение эпохи архаики, найденное в некрополях около Агридженто.
|
Расписные вазы
| |
Глиняный динос, вероятно из Гелы (конец VII в. до н.э.), украшен Трискелионом (греч. Triskeles) – древним знаком, ставшим символом Сицилии (по-гречески «треугольного острова», Trinacria). В наши дни трискелион изображен на флаге и гербе Сицилии (впрочем, исходный символ «треугольной свастики» – не греческий, тот же мотив видим, например, на гербе Усть-Ордынского Бурятского автономного округа :)
|
| |
| |
Музей обладает завидной коллекцией греческих ваз.
Справа в витрине – чернофигурная керамика из Аттики (VI в. до н.э.)
|
| |
| |
Сюжеты росписей большого краснофигурного кратера, найденного в некрополе Гелы: в верхней части сцены кентавромахии, на тулове – амазономахия. Кратер датируется 460 годом, его изготовление приписывают мастеру Ниобиду (Niobid), работавшему в Афинах в 470–445 до н.э., руке которого принадлежат, как считается, около 130 ваз и фрагментов.
|
| |
Фрагмент росписи того же кратера:
кентавр Фол открывает Гераклу вино, завещанное герою самим Дионисом.
|
| |
Роспись другого известного краснофигурного кратера приписывается мастеру Клеофону (Kleophon), работавшему в Афинах в 440–410 до н.э. На этой стороне изображено жертвоприношение в Дельфийском святилище Аполлона.
|
| |
| |
Редкий кратер, роспись на котором была выполнена по выбеленному фону. Датируется 440–430 до н.э., и приписывается т.н. мастеру Бостонского фиала (Phiale Painter). На одной стороне – две богини, возможно Деметра и Кора. Обратная сторона интереснее (но узнали мы об этом уже дома, читая путеводитель): Персей любуется Андромедой, прежде чем освободить ее.
|
| |
Роспись блюда из Пестума (ок. 330 до н.э.) выполнена белыми и черными мазками по красным фигурам. Углубление в центре предназначено для знаменитого рыбного соуса гарум.
|
| |
Полихромная гидрия из Кум, ок. 350–325 до н.э.
Воин у стелы и три женщины, несущие блюда с фруктами.
|
| |
Фотография одной из репродукций на стене музея.
К сожалению, остались в неведении, что это такое – но стиль удивительно напоминает китайский.
|
|
|
|