|
|
На автомобиле по Италии
Селинунт (греч. Селинус)
Selinunte (gr. Selinus)
Храмы Селинунта |
Акрополь:
C
D |
Восточный холм:
E
F
G
Селинунт, основанный выходцами из Мегары в 628 (по данным Фукидида) или 650 (Диодор Сицилийский) году до н.э. – большая и самая западная греческая колония на Сицилии, на границе с землями, на которых доминировал Карфаген. Пограничное положение было причиной многочисленных столкновений с элимцами (Сегеста), причем инициаторами обычно выступали греки Селинунта, стремившиеся расширить зону своего влияния.
В то же время, торговля с теми же элимцами, пунийцами и самим Карфагеном была важнейшим фактором роста города. В силу этого, Селинунт нередко отказывался присоединиться к греческим полисам, вступавшим в противостояние с карфагенянами. В частности, Селинунт был союзником Карфагена, когда в 480 году произошла знаменитая битва при Гимере, имевшая для греков примерно то же значение, что и победа над персами у Саламина (позднейшее предание стало утверждать, что обе битвы произошли в один и тот же день).
Очередной конфликт Селинунта с Сегестой стал поводом для Афинян предпринять Сицилийскую экспедицию 415 года – против дорических полисов, поддерживавших Спарту в Пелопоннесской войне. Экспедиция закончилась катастрофическим провалом, но Сегеста не осталась без покровителя – уже в 409 году Селинунт был полностью разрушен армией Карфагена (стоит отметить, что карфагеняне предварительно предприняли попытку дипломатического урегулирования). После погрома и кровавой резни 409 года Селинунт частично возродился, но уже никогда не достиг былого величия.
| |
Сицилийские города: пунийцы, элимцы и греческие полисы.
Колонисты из Мегары первоначально обосновались на восточном побережье Сицилии, но оказались зажаты между полисами выходцев из Халкиды (на севере), переселенцами из Коринфа, основавшими Сиракузы (на юге), и местными племенами сикулов (на западе). Промаявшись сотню лет, мегаряне были вынуждены искать новую землю.
|
| |
Дидрахм из Селинунта (VI в. до н.э.) с изображением листа петрушки (греч. selinon) – это растение, вероятно, дало название и реке и городу, став символом Селинунта.
|
| |
Современное расположение объектов археологической зоны Селинунта на GoogleMap.
|
| |
| |
В античные времена в устье реки Коттоне, между Акрополем и Восточным холмом, находилась главная гавань города. Сейчас от нее не осталось и следа.
|
ХРАМЫ СЕЛИНУНТА
Сравнительная таблица
Место | Храм | Создан (до н.э.) | Колонн | План | Фасад |
Акрополь
| O, A | 480-470 | 6 x 14 |
|
|
C | 580-560 | 6 x 17 |
D | 560-540 | 6 x 13 |
Восточный холм
| E | 460-450 | 6 x 15 |
F | 550-530 | 6 x 14 |
G | 530-480 | 8 x 17 |
Реконструкции из: Hulot, Fougeres. Selinonte (1910).
Эволюция планировки
Для более древних дорических храмов характерны следующие признаки (подробнее см.: О. Шуази. История архитектуры):
Узкая длинная целла и глубокие портики, отсутствие заднего вестибюля (постикума) (храмы C, D, F).
«Храм являлся первоначально центром как религиозной, так и гражданской жизни народа, т.е. одновременно портиком для общественных сборищ и святилищем. Расположение вполне соответствует этому объединению культа и гражданской жизни: божеству отводится целла с пронаосом, в то время как портик принадлежит всему населению. Поэтому портик делается широким, обширным и доступным со всех сторон благодаря удобным лестницам. По мере увеличения целлы пространство, предоставленное толпе, уменьшается и защита от солнца, которую представляли наружные галереи, становится иллюзорной. В то же время, когда толпа начинает покидать портики, не находя под ними достаточной защиты, ее постепенно вытесняет оттуда и затрудненный доступ, как бы нарочито создаваемый строителями. Лестницы храма лишаются ступеней и превращаются в цоколи. Планы храмов ярко свидетельствуют об устанавливающемся разделении гражданской и религиозной жизни. Это разделение завершается в середине V в., когда храм становится зданием, посвященным исключительно религиозному культу».
| |
Закрытый вестибюль (пронаос) и два ряда колонн вдоль фасада (C, F).
На рисунке: изменение входа в пронаос, храмы F и D.
|
АКРОПОЛЬ
Реконструкции акрополя Селинунта.
Источник: Hulot, Fougeres. Selinonte (1910).
| |
Аэрофотосъемка современного состояния акрополя (вид с северо-запада).
В центре возвышается колоннада храма C, левее ближе к нам – развалины храма D,
справа за дорожкой – остатки храмов A и O.
|
Храм C (580-560 гг. до н.э.)
| |
Храм С – самый древний из дошедших до нас и самый крупный на акрополе.
На схеме – реконструкция плана и напольной мозаики.
Источник: Hulot, Fougeres. Selinonte (1910).
|
| |
| |
Северная часть колоннады частично реконструирована в 1925 году.
|
| |
| |
Вдалеке, за остатками храма C, виднеется полувосстановленный храм E на Восточном холме.
|
Наиболее ценные фрагменты храмов Селинунта помещены в Региональный археологический музей в Палермо:
| |
| |
Три уцелевшие метопы храма С:
Солнечная квадрига ||| Персей и Медуза ||| Геракл и Керкопы.
|
| |
| |
Анализ сохранившихся фрагментов показал, что на фронтоне храма С была изображена голова Медузы Горгоны.
|
| |
| |
Дошедшие до нас раскрашенные детали позволяют судить о цветах храмов Селинунта.
|
| |
| |
| |
Реконструкция раскраски дорических храмов Сицилии.
Источник: Hittorf, Zanth. Architecture antique de la Sicile (1870).
|
Храм D (560-540 гг. до н.э.)
| |
Первый из храмов Селинунта в котором вместо дополнительного ряда колонн появился открытый вестибюль-пронаос – позже это решение стало стандартным. В то же время, храм D еще сохраняет архаические черты планировки – глубокие портики и узкую целлу.
Источник: О. Шуази. История архитектуры.
|
| |
Юго-восточный угол храма.
Перед ступенями стилобата – остатки более древнего алтаря.
|
ВОСТОЧНЫЙ ХОЛМ
| |
Состояние храмов E, F и G в конце XVIII века.
Источник: Denon, Saint Non. Settecento siciliano (1785).
|
| |
| |
Современное состояние храмов:
аэрофотосъемка (с северо-запада) и вид со стороны акрополя (с юго-запада).
|
Храм E (460-450 гг. до н.э.)
| |
Храм E, который мы сегодня видим, был частично отстроен из обломков в 1960-х годах. Результат реставрации вызывает нарекания специалистов, но для туристов именно это здание стало главной достопримечательностью Селинунта. Сам храм был уже третьим на той же площадке Восточного холма: первый храм E1 сгорел около 510 года до н.э., храм E2 остался неоконченным.
|
| |
Археологическая схема храма до начала работ по восстановлению, 1899.
На профиле пола хорошо видно ступенчатое повышение уровня по мере продвижения к святилищу.
Источник: Koldewey, Puchstein. Die griechischen Tempel in Unteritalien und Sicilien (1899).
|
| |
| |
| |
| |
Современный вид на храм:
с юга, севера, востока и запада.
|
| |
| |
В туристическом смысле храм уникален доступностью внутренней части для посещения.
|
| |
| |
Вид с остатков стены целлы и между стеной и колоннадой периптера.
|
| |
| |
Форма колонн (малое сужение) и капителей (малая «расплющенность») – признаки классического периода греческой архитектуры.
|
| |
| |
Так же, как сдвоенные балки архитрава.
|
| |
Четыре уцелевшие метопы храма Е в Региональном археологическом музее в Палермо:
Геракл и Амазонка ||| Зевс и Гера ||| Артемида и Актеон ||| Афина и Энцелад. Известняковые фигуры были дополнены фрагментами из мрамора (обнаженные части женских фигур) и бронзы (оружие).
|
Храм F (550-530 гг. до н.э.)
| |
На древность храма указывает второй ряд колонн перед закрытым вестибюлем.
Для тяжелых дверей в полу были устроены закругленные направляющие.
Источник: О. Шуази. История архитектуры.
|
| |
Планировка периптера F необычна тем, что промежутки между колоннами перекрывали высокие (почти 5-метровые) стены. Одна из версий для объяснения этого решения – необходимость укрыть от глаз непосвященных какие-то сакральные ритуалы, проводившиеся в портиках храма.
|
| |
Вид на развалины храмов F и G от подножия храма E.
|
| |
| |
Вид на храм E из развалин храма F.
|
Храм G (530-480 гг. до н.э.)
| |
Храм G – один из крупнейших во всем греческом мире.
На схеме – дорические гиганты Сицилии: храм G и храм Зевса из Акраганта.
|
| |
| |
| |
| |
Руины грандиозного храма впечатляют и в наши дни.
|
| |
| |
Камни для строительства храма G добывались в нескольких километрах от города – в каменоломне Каве-ди-Куза (Cave di Cusa), которую можно посетить.
Гравюры из издания: Houel. Viaggio in Sicilia e a Malta (1782).
|
|
|
|