|
|
На автомобиле по Италии
Национальный Археологический музей Неаполя
Museo Archeologico Nazionale di Napoli
Помпейский красный
Rosso Pompeiano
Выставка античной живописи из коллекций Национального Археологического музея Неаполя и Помпей проходила в Риме в 2007-2008. Выставлялось более ста экспонатов, дающих представление о «золотом веке» (I век до н.э. - I век н.э.) древнеримской живописи из городов, погребенных извержением Везувия в 79 г. н.э. (Помпеи, Геркуланум и др.)
В XVIII веке из раскопов извлекались лишь части фресок, которые оформлялись как самостоятельные «картины» – в соответствии со вкусами того времени и низким уровнем археологической культуры (собственно говоря, на раскопках Везувианских городов эта культура и начала складываться). При этом, разумеется, терялся весь контекст изображения. Помимо «картин» были представлены росписи из недавних раскопок в Муречине и Доме Золотого Браслета.
| |
Фрески из Неаполя располагались в римском Палаццо Массимо – рядом с постоянной экспозицией, в которую входят реконструкции украшенных фресками комнат Виллы Ливии в Прима Порта (Villa di Livia di Prima Porta – на снимке), росписи с римской виллы в Кастель ди Гвидо (Villa romana di Castel di Guido) и с Виллы Фарнезины (Villa della Farnesina).
|
Кабинет из Дома Золотого браслета (Casa del Bracciale d'Oro)
Дом Золотого браслета назван так потому, что в одной из его комнат был найден скелет женщины, носящей золотой браслет. Фрески на стенах выполнены в трех различных декоративных стилях: дом был восстановлен после землетрясения 62 года н.э., но он сохранил и более ранние изображения.
| |
Небольшая приватная комната украшена прекрасным изображением сада, выполненным в III стиле. В саду видны различные деревья: олеандр, калина, земляничное дерево, и птицы: ласточки, голуби, горлицы, соловьи, сороки. Художественное оформление комнаты из помпейского Дома Золотого браслета близко оформлению комнаты из Виллы Ливии в Прима Порта.
Помпеи. Insula Occidentalis, 42. III стиль.
|
Триклинии из Муречины (Edificio dei Triclini)
В 2000 году дорожные работы в местечке Муречина (Moregine) близ Помпей привели к случайному открытию остатков архитектурного комплекса, художественное оформление которого было закончено незадолго до извержения 79 года. Так называемое «Здание с триклиниями» (Edificio dei Triclini), разместилось вдоль реки Сарно, на берегу которой находился главный вход.
На трех сторонах перистиля с садом и бассейном располагались богато украшенные столовые-триклинии. Архитектурные особенности, роскошь и качество художественного оформления указывают на то, что комплекс в Муречине мог быть одной из «гостиниц», постоялых дворов (diversoriae tabernae), которые строились для Нерона, путешествовавшего вдоль побережия Лацио и Кампании. Присутствие императора и его жены Поппеи в Помпеях засвидетельствовано эпиграфическими источниками.
| |
В триклинии А (не представлен) император Нерон изображен как Аполлон, сопровождаемый музами, двигающийся к триклинию В (с черным фоном), сцены которого разворачиваются в храме Венеры. Маленькая девочка, возможно, – Клавдия Августа, умершая и обожествленная дочь императора.
Помпеи, Муречина. Edificio dei Triclini, triclinio b. IV стиль, 64 г. н.э.
|
| |
В центре триклиния C (с красным фоном) – речное божество, вероятно река Сарно (Sarno). Главной целью посещения Нероном Помпей было стимулировать восстановление экономики города, тесно связанной с рекой, после разрушительного землетрясения 62 года н.э. На боковых стенах две больших крылатых Победы подчеркивают и празднуют политику императора и великолепие Рима.
Помпеи, Муречина. Edificio dei Triclini, triclinio c. IV стиль, 64 г. н.э.
|
Сюжеты из «Илиады»
| |
Суд Париса.
Помпеи. Regio V, 2, 15, triclinio L. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
К Парису, выращенному среди пастухов сыну троянского царя Приама, по приказу Зевса являются три богини в сопровождении Гермеса. Гера, Афина и Афродита хотят разрешить спор о том, кто из них прекраснейшая. Гера обещает господство над Азией, Афина – военную славу, Афродита – обладание красивейшей из женщин. Парис выбирает Афродиту, которая наделяет его особым очарованием. Парис прельщает и похищает Елену, жену Менелая, что служит поводом к Троянской войне.
|
| |
Отправление Хрисеиды.
Помпеи. Лавка (bottega), regio V, 2, 14. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Во время Троянской войны дочь Хриса, жреца Аполлона, была захвачена греками. Девушка отдана Агамемнону, который прогоняет ее отца, пытавшегося выкупить Хрисеиду. Хрис обращается к Аполлону и тот насылает на лагерь греков мор. Прорицатель Калхант объявляет причину бедствия, и Агамемнон вынужден отправить Хрисеиду, в сопровождении Одиссея, с дарами и жертвами для Аполлона.
|
Геракл
| |
Младенец Геракл убивает змей.
Геркуланум. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Гера, задумав погубить Геракла, родившегося от связи Зевса с Алкменой, и его единоутробного брата Ификла, посылает к ним двух змей. Ификла спасают взрослые, а младенец Геракл с недетской силой душит ядовитых убийц.
|
| |
Геракл и Омфала.
Везувианская зона. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Геракл за убийство Ифита был продан Гермесом в рабство к лидийской царице Омфале.
|
| |
Пьяный Геракл и Омфала.
Помпеи. Casa del Principe di Montenegro, Insula Occidentalis VII, 16, 13, 10. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Очарованный Омфалой Геракл позабыл о своей мужественности, отбросил львиную шкуру и дубину и облачился в женское платье.
|
Ио
| |
Ио и Аргус.
Помпеи, Дом Мелеагра (Casa di Meleagro), regio VI 9,2 tablino 8. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Пряча возлюбленную от жены, Зевс превратил Ио в корову (см. рожки на голове девушки).
Разгадавшая обман Гера поставила к ней сторожем стоглазого Аргуса.
|
| |
Ио, Аргус и Гермес.
Помпеи, Дом Кифариста (Casa del Citarista), regio I 4,5 triclinio 37. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Посланый Зевсом Гермес усыпляет Аргуса игрой на флейте и убивает стража, чтобы освободить Ио.
|
| |
Ио в Канобе (Египет).
Помпеи, Casa del Duca di Aumale, regio VI 9,1. III стиль, первая половина I в. н.э.
Реплика фрески, обнаруженной в Ekklesiasterion храма Исиды.
Спасаясь от мести Геры, Ио пересекает море (получившее название «Ионическое») и попадает в Египет. Мужская фигура (персонификация реки Нил) сопровождает Ио к богине Исиде, протягивающей руку девушке. Исида опирается ногами на крокодила, а в левой руке держит кобру. Справа от Исиды сидит Хор-младенец (Гарпократ), сзади стоят жрец и жрица.
|
Другие мифы
| |
Аримасп с грифоном.
Помпеи. Вилла Мистерий (Villa dei Misteri), cubicolo 11. II стиль, 60-50 гг. до н.э.
Согласно Геродоту, аримаспы («одноглазые» по-скифски – мифический народ на крайнем северо-востоке древнего мира) постоянно сражаются с грифонами, у которых хотят отнять охраняемое ими золото Аполлона.
|
| |
Эней и Дидона.
Помпеи. Casa del Citarista, regio I, 4, 5. III стиль, 10 г. до н.э. - 45 г. н.э.
Сцена интерпретируется как встреча Энея и Дидоны (эпизод из «Энеиды» Вергилия). Основательница Карфагена Дидона влюбилась в Энея, направлявшегося к берегам Лацио. Однако по предначертанию богов Эней должен жениться на другой, чтобы новая династия в будущем основала Рим. Эней коварно бросает Дидону, она посылает вслед ему проклятья (символизирующие будущую вражду Карфагена и Рима) и от горя убивает себя.
|
| |
Тесей, убивший Минотавра.
Геркуланум. Т.н. Базилика. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Знаменитое изображение самого известного афинского героя Тесея, торжествующего после убийства Минотавра в Лабиринте Кносского дворца. Героя окружают спасенные им афинские юноши и девушки, ежегодно приносившиеся в жертву критскому чудовищу. Эта фреска, вероятно хорошая копия с греческого оригинала, в XVIII веке была извлечена одной из первых (из полукруглой стены экседры т.н. Базилики в Геркулануме), и сравнивалась с творениями «божественного Рафаэля».
|
| |
Даная с младенцем Персеем и рыбаки.
Помпеи. Regio V, 1, 18. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Рыбаки находят на берегу острова Серифос брошенный в море ящик, в который была заключена Даная и ее сын от Зевса Персей.
|
| |
Нептун (Посейдон) и Амфитрита.
Помпеи. Regio IX, 5, 14. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Бог морей Посейдон влюбился в нереиду Амфитриту. Узнав о желании Посейдона взять ее себе в жены, Амфитрита убежала к Атланту, но ее вернул посланный Посейдоном дельфин. Единственным сыном Посейдона и Амфитриты стал Тритон, а его сыновья-тритоны традиционно сопровождают божественную пару (тритоны бывают двух видов: с рыбьим или дельфиньим хвостом и человеческими руками и с рыбьим хвостом и передними ногами коня – ихтиокентавры).
|
| |
Фрикс и Гелла.
Помпеи. Masseria di Cuomo, Insula Occidentalis, regio VI, 17. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Близнецы Фрикс и Гелла, дети Афаманта и Нефелы, должны были быть принесены в жертву из-за козней их мачехи Ино. Нефела послала им летающего золоторунного овна для побега. Брат и сестра улетели на овне, чтобы искать убежище в Колхиде, но во время полета Гелла упала в пролив, получивший поэтому название Геллеспонт (Дарданеллы), «море Геллы». На картине показана попытка Фрикса спасти Геллу.
|
| |
Перо кормит отца своим молоком.
Помпеи. Regio IX, 2, 5. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Юная Перо спасла своего отца Микона, приговоренного к голодной смерти в тюрьме, кормя его собственным молоком. Ее поступок так тронул судей, что они постановили освободить старика. Тема была очень популярна в античные времена (см. например Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения. Книга V).
|
Крылатые божества
| |
| |
Свадьба Зефира и Хлои.
Помпеи. Casa del Naviglio, regio VI, 10, 11, ambiente 24. IV стиль, 54-68 гг. н.э.
Зефир – персонификация западного ветра. Согласно традиции, он был мужем нимфы Хлои, отождествленной с латинской богиней Флорой. Возможны и другие интерпретации изображения: Дионис, обнаруживший Ариадну, или Амур и Психея.
|
| |
Пара в полете.
Помпеи. Casa del Naviglio, regio VI, 10, 11, atrio. IV стиль, 54-68 гг. н.э.
Дух с расправленными крыльями и золотым рогом изобилия – воплощение Зефира – несет Афродиту Уранию с длинным скипетром.
|
| |
Пара в полете. Менада и Сатир.
Помпеи. Casa del Naviglio, regio VI, 10, 11, oecus 22. IV стиль, 54-68 гг. н.э.
Пара из свиты Диониса изображена в полете. Сатир увенчан венком из пинии, на его плече небрида – шкура молодой лани.
Эта композиция часто повторяется на боковых панелях IV стиля.
|
| |
Эрос и Психея.
Помпеи. Regio VII, 2, 6. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Эрос – Сын Ареса и Афродиты. Однажды Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки Психеи и повелела Эросу пронзить сердце Психеи золотой стрелой, чтобы она полюбила самого отвратительного мужчину на свете. Эрос согласился исполнить желание матери, но увидев Психею, сам полюбил ее. История Эроса и Психеи была очень популярна в античности.
|
Религиозные культы
| |
Герма с изображением жрицы Исиды.
Рим. Дом Ливии на Палатине (Casa di Livia sul Palatino), Sala IV c.d. Paessagi. II стиль, ок. 30 г. до н.э.
Герма с изображением жрицы в белых одеждах, с цветком лотоса на голове. Она держит в руках факел и кувшин-ойнохойю (oinochoe) для святой воды. После римского завоевания Египта, египетские мотивы стали очень распространенными в декоративных фресках. Эта фреска, извлеченная в начале XVIII века, была перемещена в Неаполь вместе с остальной частью коллекции Фарнезе.
|
| |
Облачение жрицы.
Геркуланум. III стиль, 1-50 гг. н.э.
Слуга украшает волосы молодой жрицы.
На трехногом столике лежит оливковая ветвь и ленты, под ним стоит стеклянный кувшин.
|
| |
Женская фигура с систром и кимвалами.
Геркуланум. I в. н.э.
Девочка в темно-красной тунике и белой мантии танцует, держа в руках систр и кимвалы – музыкальные инструменты культа Исиды.
|
| |
| |
Религиозные церемонии, посвященные Исиде.
Геркуланум. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
На первом панно жрец с золотой вазой торжественно выходит из дверей храма, на втором жрец танцует, одетый как Бэс, с короной из перьев на голове. Другие участники священнодействия звенят систрами (инструмент Исиды), отбивают ритм ладонями и возжигают приношения на алтаре. Египетская атмосфера подчеркнута статуями сфинксов, пальмами и священными ибисами.
|
Театр и искусство
| |
Украшение с пейзажем и сатирической маской.
Геркуланум. II стиль, 90/80 - конец I в. до н.э.
Полифем и Галатея беседуют в тени растянутого тента.
|
| |
Актер в роли царя.
Геркуланум. Палестра, Insula Orientalis. III стиль, конец I в. до н.э. - середина I в. н.э.
Актер, облаченный в царские одежды, поворачивается к женщине, которая пишет посвящение под театральной маской. Вероятно, изображена вотивная сцена: актер после триумфального выступления посвящает маску божеству.
|
| |
Театральная сцена: Орест убивает свою мать.
Помпеи. Regio VII, 1, 25, 33. IV стиль, 35/45 - конец I в. н.э.
Изображено театральное представление в момент, когда Орест, сын Агамемнона и Климнестры, убивает свою мать (и ее любовника – мстя за убитого ими отца).
|
| |
| |
Трагические маски.
Геркуланум. Дом с оленями (Casa dei Cervi). IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Вторая маска, вероятно, изображает Андромеду – слева от ступенчатой подставки видно изображение морского чудовища.
|
| |
Художница.
Помпеи. Дом Хирурга (Casa del Chirurgo), regio VI, 1, 10. IV стиль, 50-79 гг. н.э.
Женщина, сидящая на изящном кресле-биселлиуме (bisellium), опускает кисть в палитру и рисует бюст Диониса или Приапа на деревянной панели, которую поддерживает мальчик. Две женщины возле двери с интересом наблюдают за работой художницы.
|
| |
Женский концерт.
Помпеи. III стиль, 30-40 гг. н.э.
Женщина держит в левой руке кифару, а правой трогает струны лежащей на кровати арфы.
|
Разное
| |
Победа и воин с трофеем.
Помпеи. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Редкий пример триумфальной исторической сцены: Победа стоит рядом с богато одетым воином, за ними – трофей, составленный из галльского вооружения, узнаваемого по шлему с рогами.
|
| |
Цапля и кобра.
Помпеи. Casa degli Epigrammi, V, 1, 18 triclinio k. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Панель с изображением битвы между цаплей и коброй располагалась в цокольной части триклиния.
|
| |
Четыре панно с кухонными натюрмортами.
Геркуланум. Дом с оленями (Casa dei Cervi), oecus n.16. IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Курица и заяц, куропатка и яблоки, дрозды и грибы, дичь и мурены.
|
| |
| |
Две панели с фигурами.
Стабии. Вилла Сан-Марко (Villa San Marco). IV стиль, 45-79 гг. н.э.
Эти две группы собраны из отдельных панелей, находившихся в кубикуле-библиотеке роскошного дома.
|
|
|
|