Краткий навигатор по росписям Аджанты

Историческая и художественная ценность живописи Аджанты

Увеличить изображение в отдельном окне
Бодхисаттва Падмапани [пещера #1]
    Увеличить изображение в отдельном окне
Апсара (т.н. «Парижанка») [пещера #17]
    Увеличить изображение в отдельном окне
Бодхисаттва Ваджрапани [пещера #1]

Увеличить изображение в отдельном окне
Царь совершает омовение [пещера #1]
    Увеличить изображение в отдельном окне
Царь с принцессами [пещера #1]

Фрагменты из книги: С.И. Тюляев. Искусство Индии [1988]

Росписи Аджанты – своеобразная энциклопедия жизни Индии V–VII веков. Большинство из них представляют собой иллюстрации к буддийским легендам. Однако наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв здесь можно увидеть и множество жанровых сценок, отличающихся удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы индийских царей и вельмож. Кстати, во многих сюжетах росписей Аджанты присутствуют сцены придворной жизни: принцы проводят время в своих роскошных апартаментах, окруженные женами и прислужницами, выезжают на войну или охоту, принимают гостей. Эти изображения позволяют реконструировать городскую архитектуру Индии той поры: дворцы, дома богатых граждан, ворота – все то, что безвозвратно утеряно и от чего не осталось никаких вещественных образцов.

Литературные и различные косвенные данные рисуют нам картину великих достижений культуры и искусства эпохи Гуптов V–VII веков, свидетельствуют о широком размахе строительства и великолепии храмов и дворцов. Однако сохранившиеся памятники архитектуры не соответствуют сложившейся в нашем представлении картине расцвета культуры в ее «золотой век». Объясняется это прежде всего тем, что памятников до VIII века уцелело очень мало. О зодчестве Гуптов мы можем судить только по редким каменным храмам – случайно уцелевшим образцам былого великолепия. Камень, который клался насухо (без связующего раствора), не позволял перекрывать обширные помещения, и потому внутреннее пространство зданий было невелико.

Совсем другие возможности давали тиковые бревна и каменные колонны, при помощи которых в деревянных постройках создавались обширные залы. По шастрам видно, что некоторые монастырские здания строились более десяти лет и, как и дворцы, имели много этажей. До нас не дошли деревянные сооружения, а именно в них-то ярче всего выражались замечательные достижения в решении масштаба построек, в их разнообразии и декоративном убранстве, включая окраску и роспись. Мы совершенно ничего не знаем о гражданской архитектуре, за исключением ее деталей, изображенных в стенописях Аджанты.

Исследователи неизменно обращают внимание на тот реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии середины I тысячелетия нашей эры, в результате чего живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене «Будда укрощает бешеного слона» можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца. И с поразительным мастерством изображены напуганные разъяренным слоном люди, в панике разбегающиеся и прячущиеся кто куда.

Позы, жесты, движение переданы великолепно, как и подробности быта людей, их разное общественное положение, этническое разнообразие народов и племен. Как наглядная энциклопедия жизни и быта Индии, живопись Аджанты превосходила по количеству сцен рельефы торан в Санчи. Даже теперь, хотя росписи сохранились лишь частично, они являют собой огромное богатство материала из жизни природы, а также этнографического, бытового и социально-исторического характера. Представление о разнообразии деталей и точности их изображения дает, например, такой факт: у женщин индийские искусствоведы насчитали до 240 разных форм причесок. Многочисленны и представленные в росписях народы, среди которых встречаются персы, бактрийцы, скифы, монголоиды, а в социальном отношении все слои общества – от правителя до нищего.

Наряду с картинами из жизни Великого Учителя – Будды, наряду с изображениями бодхисатв, буддийских монахов и религиозных символов в росписях Аджанты присутствуют картины откровенно эротического содержания, с точки зрения европейца – просто непристойные, которые едва ли могли соответствовать потребностям уединенной жизни монахов. Но это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах. Более того: эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

Сцены, изображенные в росписях, как правило, сюжетно не связаны между собой. Они представляют отдельные циклы, иногда написанные в разные времена, и связь между этими циклами весьма условна. Отдельные эпизоды изображены самым неожиданным образом по отношению друг к другу, разные сцены не отделены друг от друга какими-либо рамками, а незаметно переходят одна в другую.

Манера письма характеризуется твердыми, хорошо очерченными, но гибкими контурами фигур. В них нет перспективного сокращения, а их объемность лишь слегка намечена произвольным расположением легких оттенений. Фигура тонка и стройна, но преувеличен удлиненный разрез миндалевидных глаз; ритмично и гибко обегающая фигуру контурная линия сглажена в форме ног, почти не обрисовывая выпуклости икр. Этот канон строго соблюдается и в скульптуре.

Разнообразие красок невелико: коричневый, белый, красный, зеленый, синий (ляпис-лазурь) и желтый, но интересно их богатое сочетание. Преобладает коричнево-оранжевый оттенок. Все красители, кроме ляпис-лазури, были местного происхождения, их добывали из окрестных горных минералов.

По технике исполнения настенные и потолочные росписи в Аджанте не являются подлинно фресками. В технике фрески краски разводятся на воде без связующего вещества и накладываются на сырую известковую штукатурку. Здесь был использован другой способ. Сперва на пористую структуру каменистой стены наносился слой из смеси глины, коровьего навоза и измельченного в порошок трапового камня. Для росписи потолков добавляли рисовую шелуху. На этот шероховатый слой толщиной от 4 до 18 мм накладывался очень тонкий грунт белой штукатурки (чунам), какой покрывали также архитектурные детали и скульптуру (для росписи или полировки). Чунам наносили щеткой и иногда полировали плоской железной лопаточкой. Яичные краски растирали с добавлением рисовой или льняной воды с патокой и клеем. Первоначально на белой штукатурке рисовали коричневые или черные контуры будущей росписи, которые затем заполняли красочным слоем и опять полировали. Общим с фреской здесь было лишь то, что грунт всегда был сырым и его смачивали перед расписыванием водой, если он высыхал. Но все остальное было иным и потому живопись Аджанты называть фреской нельзя.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне