Рисуем лабиринт шартрского типа
Chartres style labyrinth
Увеличить
Шаг 1. Разметка
- Нарисуйте концентрические окружности:
- 12 окружностей – для канонического лабиринта шартрского типа с 11-ю дорожками.
11 в церковном символизме – несовершенное, «греховное» число, «больше числа заповедей, но меньше числа апостолов»
- 8 окружностей – для уменьшенного лабиринта с 7-ю дорожками
- Нарисуйте вертикальную и горизонтальную оси
- Вход в лабиринт, расположенный на полу, чаще всего направлен на запад.
В лабиринте, нарисованном на листе, вход обычно снизу (= запад средневековых карт)
- Нарисуйте вспомогательные линии, параллельные осям и отстоящие на ширину дорожки:
- По бокам и сверху должно быть по 3 линии
- Снизу (у входа) должно быть 5 линий

Шаг 2. Сплошной радиус и крайние стенки
- Нарисуйте снизу вдоль вертикальной оси единственный радиус, пересекающий лабиринт от внешней стенки до внутреннего «дома»
- Нарисуйте внешнюю стенку, оставляя вход в лабиринт слева от стенки-радиуса
- Нарисуйте стенку внутреннего «дома», оставляя вход в него справа от стенки-радиуса

Шаг 3. Круговые стенки, примыкающие к радиусу
- Найдите среднюю дорожку (выделена желтым цветом)
- От вертикального радиуса нарисуйте влево круговую стенку, ограничивающую среднюю дорожку снизу
- От вертикального радиуса нарисуйте вправо круговую стенку, ограничивающую среднюю дорожку сверху
- Обе круговые стенки заканчиваются, немного не достигая горизонтальной оси (на вспомогательной линии)

Шаг 4. Горизонтальные перемычки
- На горизонтальной оси нарисуйте две перемычки длиной в две дорожки – их середины должны находиться напротив концов круговых стенок
- Нарисуйте остальные горизонтальные перемычки – они должны быть шириной в две дорожки, и между ними должен быть разрыв в одну дорожку
- На вспомогательных линиях выше и ниже горизонтали поставьте точки напротив середин перемычек

Шаг 5. Верхние перемычки
- Верхние перемычки должны располагаться так, чтобы ни одна из них не пересекала среднюю дорожку (выделена желтым цветом)
- На вспомогательных линиях слева и справа от вертикали поставьте точки напротив середин перемычек

Примечание
- Можно сразу нарисовать все перемычки слева, сверху и справа – но для этого нужно запомнить значения отступов от первой перемычкой до внешней стены.
Удобно воспользоваться мнемоническим правилом:
- В лабиринте с 11-ю дорожками последовательность отступов (если считать по часовой стрелке) равна наименьшему трехзначному числу, которое можно составить из цифр 0, 1, и 2 – то есть 102
- В лабиринте с 7-ю дорожками – наибольшему трехзначному числу из цифр 0, 1, и 2 – то есть 210
Шаг 6. Нижние перемычки
- От левой границы входа в лабиринт нарисуйте вертикально вверх перемычку, не достигающую левой круговой стенки
- От правой границы входа в «дом» нарисуйте вертикально вниз перемычку, не достигающую правой круговой стенки
- На тех же вертикалях нарисуйте еще две перемычки – такой же длины, но не касающиеся никаких стен
- На внешних вспомогательных линиях поставьте точки напротив всех нижних перемычек – точки ставятся через одну дорожку, с отступом в одну дорожку от краев перемычек

Шаг 7. Построение всех оставшихся круговых стенок
- В точках стенки начинаются/заканчиваются
- У нижних перемычек (отмеченных синим цветом) стенки начинаются/заканчиваются
- Стенки, касающиеся горизонтальных и верхних перемычек (отмеченных зеленым цветом) – продолжаются дальше

Смещение нижних перемычек
- В лабиринте Шартрского собора нижние перемычки смещены на половину ширины дорожки влево – чтобы на вертикальной оси оказалась не стенка-радиус, а середина дорожки входа в «дом» (это смещение не обязательно и не реализовано во многих других лабиринтах шартрского типа)
- Если вам хочется соблюсти такое расположение перемычек – на первом же шаге построения сместите влево на половину ширины дорожки все 5 нижних вертикальных вспомогательных линий

Проверка построения
Чтобы убедиться, что вы правильно построили лабиринт, «пройдите» по нему карандашом. В правильном лабиринте на пути от внешнего входа до «дома» карандаш закрасит все проходы (это не единственное условие безошибочности построения, но обычно его достаточно для выявления случайной ошибки)

Увеличить